МУЖСКОЕ-ЖЕНСКОЕ / Masculin féminin

                            МУЖСКОЕ-ЖЕНСКОЕ / Masculin féminin
(1966, Франция, реж. Ж.-Л.Годар, в гл.ролях: Ж.-П.Лео, Ш.Гойя, М.Жобер)

С этого фильма принято начинать отсчёт второго ("политического") периода в творчестве классика "Нувель Вог". Здесь Годар уже почти полностью избавляется от навязанности сюжетных коллизий, от внятных жанровых рамок, от любых условностей, связанных с классическими формами повествования. Заявленное "по мотивам рассказов Ги де Мопассана" выглядит едва ли не издёвкой над "буржуазным зрителем".

Жан-Люк Годар

В этом фильме, всё зыбко, непредсказуемо, аморфно и не линейно. Годар старался максимально приблизить происходящее на экране к реалиям жизни, с её сиюминутной самодостаточностью.

Результатом нового подхода стала картина, которую, как мне кажется, по достоинству не оценили до сих пор даже самые дотошные киноведы и годароманы.
На свете не так много фильмов (если вообще есть сопоставимые), которые с такой убедительной психологической, исторической и эмоциональной точностью запечатлели бы жизнь некоего среза молодёжной среды (не рискну назвать это поколением), со всеми её заблуждениями и мечтаниями, бунтарством и мещанством, претензиями и перспективами.

В атмосфере картины натянутым нервом звенит предчувствие будущего взрыва... и он рванёт в мае 1968 баррикадами на улицах Парижа, а сам Годар примет в этих событиях весьма деятельное участие.

Париж, 1968

Но в "М/Ж" этот нерв ещё только начинает ныть и пульсировать, он ещё не подминает под себя все остальные ощущения, но уже диктует некоторые мотивации.

Жан-Пьер Лео играет здесь всё тоже самое, что и в большинстве других фильмов 60х, снятых с его участием - инфантильность, некоммуникабельность, юношеские романтизм и максимализм, доведённые порой до степени душевного расстройства, но именно в этом фильме Годар выводит все эти мотивы на уровень решающего и решительного обобщения.

Жан-Пьер Лео

Дальше этот герой существовать в таком обществе не может. Он должен будет или попытаться изменить само общество, или изменить себе, или погибнуть.

Премия за лучшую мужскую роль на Берлинском фестивале вполне заслужена.
Гендерное противопоставление в названии картины не является случайностью или манерностью, оно очень точно (с годами это ощущаешь всё сильнее) оценивает непреходящую важность именно этой дуальности. Фильм Годара рассматривает и оценивает данное противостояние в самых разных (прагматических, эстетических, интеллектуальных, физиологических, философских) аспектах. Вывод, не очень твёрдый, но достаточно ясный, таков:
-
 "мужское" = нон-конформизм, бунтарство, поиск, витание в облаках, с возможностью последующего десантирования на грешную землю с целью её порабощения или хотя бы изменения существующего на ней статус-кво.
"женское" = поиск стабильности и надёжности, простые и ясные цели с конкретным пониманием тех путей, которыми их можно достигнуть, буржуазность на уровне генома и склонность к уютной упрощённости.

"Мужское-женское" - эталонный фильм для оценки визионерской, галлюцинаторной и профетической специфики кинематографа Годара. Фильм до сих пор актуален и смотрится очень современно (более современно, чем многие современные картины). Проблематика и киноязык этой картины вообще вряд ли устареют в обозримом будущем.

(надо было бы обойтись не такой мудрёной лексикой, но это было бы уже изменой годаровскому стилю, а он буржуазных упрощений терпеть не может, когда дело касается не "женского", а принципиального :))

Я тебя люблю, я тебе тоже нет. Сексуальная кино-провокация Сержа Генсбура.

Французское кино. Эталон криминальной драмы.

Подростковая травля по-датски. Девичий вариант.

Комедия легкого поведения по-венгерски

Кино-анамнез шизофрении или тихое местечко для буйной фантазии.

Лучший французский фильм 2007 года

ЧИТАЙ ПО ГУБАМ

Незамеченный шедевр французского кино

Вампиры Новой Волны

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »