ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ
(СССР, 1971, режиссёр - Кира Муратова, в гл.роли: Зинаида Шарко)

Фабула фильма банальна как кухонная занавеска: стареющая мать не может примириться с мыслью, что сын уже вырос и готов (обязан!) совершать взрослые поступки. Сын хочет уехать. Уехать и начать самостоятельную жизнь. А ведь мать только сыном и жила долгие года. Одна поднимала сына на ноги, оставленная его отцом.
 Взбалмошная мама капризничает, манерничает, коварничает и упрямится.
Умный и любящий сын проявляет, на сколько хватает терпения, такт, неожиданную для своего возраста мудрость. Он старается убедить, что он уже взрослый и сам себе голова.
Она по-женски чувствует, что он  умнее её. Его не нужно больше нянчить и поучать.
 Но легче маме от этого не становится. Скорее наоборот - именно теперь ей так нужна опора, так необходимо крепкое плечо. А он, видите ли, лыжи навострил невесть куда. Это все отцовское дурное влияние!
 
По сухому синопсису сложно догадаться, что речь идет о фильме-легенде, на котором выучилось целое поколение кинематографистов.
Несмотря на свой статус (или благодаря), фильм 17 лет пролежал на полке.

 "Долгие проводы" - это утонченная камерная мелодрама на грани фарса, главным украшением которой стала гениальная игра Зинаиды Шарко.
 Именно Муратова открыла Шарко для кинематографа. В этом самом фильме и открыла.
Впрочем советский кинематограф, в лице его высокого начальства, все это дело (и картину, и Шарко, и Муратову) закрыл и кинул на полку.
 Зинаиду Шарко, кинематограф, по инерции или все по той же воле, в дальнейшем игнорировал.
 А вот театральный Питер Шарко обожал, она была примой в БДТ у Георгия Товстоногова.

Зинаида Шарко стала первой в галерее муратовских "женщиной не от мира сего". Это вслед за ней сходный актерский рисунку будут использовать Ольга Антонова в "Астеническом синдроме" и Алла Демидова в "Настройщике".
 После Шарко Муратова откроет уникальную Наталью Лебле, обладавшую сходной актерской органикой и пластикой. Лебле тоже сыграет в одном фильме, а после исчезнет с экранов навсегда.

 Последним и самым известным муратовским открытием станет, конечно же, Рената Литвинова.
 Долговязая, томная и велеречивая Ренаточка будет талисманом и атмосферо-образующим фактором почти во всех последующих фильмах Муратовой, начиная со своего шокирующего дебюта в "Увлечениях" (1994).
 
Впрочем, вернемся к "Долгим проводам" и к Зинаиде Шарко. О "муратовской галерее" кинокритики 80-х еще знать не могли. За неимением иных подходящих аналогов при столкновении с таким экзотическим зверем как "женский образ в кино Муратовой" критики тогда наперебой сравнивали игру Шарко с Кабирией Джульетты Мазины и хором радовались (чаще всего), что "наша-то ни в чем не уступит" )

Фильм "Долгие проводы" стал поворотным в судьбе Муратовой.
 Здесь ее уникальный киноязык и фирменный режиссерский почерк обрели свое окончательное воплощение.

В дебютной картине (Короткие встречи, 1967) Кира еще была в поиске себя, причем как по ту, так и по эту сторону камеры - она сама исполняла главную героиню в романтическом дуэте с бородатым геологом - Владимиром Высоцким (гитара и песни в ассортименте).
 Дуэт был отработан в обычной (ну, почти обычной) соцреалистической манере с непременной фигушкой в кармане.
А вот в бэкграунде "Коротких встреч", в актерском втором плане, в неподражаемых муратовских аттракционах эпизодников (какие типажи!), в "инопланетной" подаче социалистической действительности, в особенностях речевого потока, в окружении главгероев - вот там уже проступали, как тайнопись на подогретом пергаменте, черты (или черти) будущей великой Киры Муратовой.
Там, на втором плане "Коротких встреч" блистательно дебютировала и великолепная Нина Русланова.

Но хватит о "Коротких встречах". Фильм хороший. Высоцкий песни поет опять же. Но это была еще не та Муратова, про которую Алексей Герман скажет: "она так задирает планку, что хрен допрыгнешь" (за дословность я не ручаюсь, но суть изложил в точности).

Та самая "планка" была задрана именно "Долгими проводами". Выше этой планки уже не прыгнула и сама Муратова. Но и ниже старалась не опускаться.
Впрочем, следующие 7 лет ей не позволяли даже стараться. Сослали в Одессу с запретом на режиссуру. "Нечего дорогостоящую пленку на всякую ерунду изводить" (примерно так было сказано).

Кино Муратовой в "Долгих проводах" имело свойство ошеломляюще убедительно просвечивать унылую действительность как в рентгеновском аппарате. Это был первый принципиальный "анти-совок". Иная стилистическая вселенная, на сотни световых лет далекая от плакатной агитки дежурных песнопений.
В оплату за подобные кино-вольности Кира и была отлучена от профессии, сосланная на второстепенную должность в Одесской киностудии.

Резюмирую.
 Примитивно бытовую фабулу Муратова подняла на уровень философского обобщения, а Зинаида Шарко с филигранным мастерством воплотила портрет главной героини. На этом горючем фильм взмыл на орбиту, которая доступна только избранным шедеврам.

Великая Кира, на мой скромный вкус, не знает себе равных среди режиссёров - женщин (в мире) да и среди мужчин с ней потягаться в мастерстве могут не многие.
"Долгие проводы" - ее лучшая картина. Манифест уникального стиля. Классическое "кино не для всех", которое надо смотреть, отринув жажду развлекухи, связанную с самим понятием "кино". Такой фильм нужно смотреть когда есть желание прорваться через экранное повествование к самому себе. А себя лучше всего познавать, как "познают белый свет" (если вспомнить название следующей картины Муратовой) - открываясь навстречу вольному ветру подлинного искусства и постигая его метафизическое пространство, елки-палки ...  а не теша бесов своих страстей под поп-корн и гыгыканье :)
Кино Муратовой и есть оно самое. Искусство.

Не могу не отметь отдельно музыку гениального Олега Каравайчука и небольшую роль Виктора Ильченко (того самого, который выступал в дуэте с Романом Карцевым).

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »