ЧАС ПИК / Godzina szczytu (1973)

ЧАС ПИК / Godzina szczytu
(Польша, 1973)


Режиссер: Ежи Стефан Ставиньски
В ролях: Лешек Хердеген, Иоланта Бохдаль, Мария Хвалибуг, Барбара Вжесиньска, Лех Лотоцки, Станислав Михальски, Пётр Павловски, Александр Севрук, Катажина Качмарек, Мария Ковалик, Ежи Душиньски.


40 с лишним лет назад я, достигнув своего 16-летия, получил паспорт и вместе с ним право на просмотр фильмов "для взрослых", каковым и начал пользоваться напропалую, как всякий, уважающий себя, советский подросток.
Одним из первых таких фильмов, которые я гордо отправился просматривать, случайно оказалась польская лента "Как это случилось" (1973). То была сентиментальная подростковая мелодрама, очередная вариация на вечную тему Ромео и Джульетты. Что-то вроде наших картин типа "А если это любовь" или "Вам и не снилось".
Тот фильм я помню теперь уже плохо, но это, в данном случае, не так и важно. Важно то, что юная исполнительница главной роли спровоцировала в моем организме могучий взрыв гормонов, каковой принято называть подростковой влюбленностью.
Кстати, с обнаженкой там дело оказалось совсем кислое - один эпизод со спины и по пояс, что даже для того времени являлось ни бог весть каким прорывом. До сих пор не понимаю - зачем было так запароливать столь невинную фильму. Видимо, сама тема подростковой любви казалась советским цензорам недопустимо пикантной.
Ну да ладно. Не об этой картине речь, собственно (кстати, найти ее сейчас оказалось практически невозможно).

Мария Ковалик - так звали глазасто-губасто-задастую польскую чаровницу - запала мне в душу так крепко, что я не мог пройти мимо афиши, которую увидел у входа в кинотеатр "Октябрь" на Невском проспекте. До революции он, кстати, назывался "Паризиана" это было знаковое место для отечественного кинематографа.
 Фильм "Час пик" также, как и "Как это случилось", был снят в 1973, и в одной из ролей значилась рыжая нимфетка, ставшая предметом моих пубертатно - эротических грез. Мне плевать было на то, о чем этот фильм и сколько стоит билет. Я жаждал увидеть ее снова.
 И увидел. Минут 5-7 экранного времени были отведены эпизодам с ее участием. Она играла дочь главного героя.
Но, несмотря на столь ничтожный хронометраж, отведенный, покорившей мое сердце юной актрисе, разочарован я не был. Напротив, фильм захватил меня. Он увлек меня настолько, что я запомнил его на всю жизнь. Как оказалось, запомнил почти в мельчайших подробностях, что не так уж и часто случается со мной даже при столкновении с подлинным кино-шедевром. А этот фильм шедевром не являлся точно. Но что-то он затронул в моей душе, чем-то зацепил не на шутку. Возможно, что он даже повлиял каким-то образом на мое мировосприятие. Что-то подтвердил такое, о чем я догадывался лишь смутно, ощущал интуитивно.
Так что же за фильм такой? О чем он? Почему так запомнился? Пора начать отвечать на эти вопросы. Ведь именно ради них я затеял всю эту писанину.
Но сделать это оказалось не так просто. Осталась в нем какая-то загадка для меня, хотя фабула фильма предельно проста, сюжет очерчен прямыми и резкими линиями. Возможно, что все дело в том, что этот фильм мне, подростку мужского пола, с определенными задатками и перспективами, пугающе ясно показал какую жизнь я не хотел бы прожить и чего мне надо сторониться в ней, как чумы.
Итак: некий преуспевающий польский деятель, ловкий и циничный "деловой человек", чиновник и руководитель, находящийся в шаге от номенклатурного статуса в иерархии социалистического общества. Пан Кшиштоф всю жизнь шел по головам, уверенно перешагивая с одной карьерной ступени на другую, вверх по лестнице успеха, вдруг случайно узнает, что жить ему осталось всего ничего. Он смертельно болен.
Шок и ужас приводит к полному пересмотру всей шкалы ценностей. Все, к чему он так стремился, на что потратил почти всю свою жизнь, теперь представляется ему бессмысленным. А что остается? А ничего не остается в его жизни такого, чем можно было бы утешиться. И никого рядом, кто стал бы о нем жалеть или мог бы поддержать. Друзей у него нет, одни "нужные люди" вокруг. С женой и дочерью отношения давно разладились, превратившись в формальное сожительство. Любовнице нужны только его деньги. Он никому не нужен и почти всем его смерть будет даже удобна и выгодна. Его окружают ложь, лицемерие, подлость и предательство.
"И скучно и грустно, и некому руку подать". Но неужели нельзя ничего исправить?
Дальше я рассказывать не стану, дабы не заниматься откровенным спойлингом. В принципе, дальнейшие сюжетные ходы и повороты довольно предсказуемы, а развязка почти банальна, но фильм сделан настолько крепко, что это не ослабляет интерес к нему, а финал все равно срабатывает так, как и было задумано автором.
И вот здесь пришло время сказать несколько слов об авторе картины, а картина это именно авторская.

Ежи Стефан Ставиньски (так зовут автора сценария и режиссера) - один из ключевых персонажей в истории польского кино. Сценарист и писатель с мировым именем, написавший сценарии к фильмам, которые вывели польское кино на уровень одной из ведущих кинематографических школ ("Канал", "Эроика", "Крестоносцы", "Человек на рельсах", "Косоглазое счастье", "Обратный билет"), он сделал и отменную бюрократическую карьеру в социалистической Польше - руководил киностудиями, литературными объединениями, секцией сценаристов в Союзе польских кинематографистов.
К 1973 году Ставиньски снял и несколько фильмов, по большей части, проходных, хотя была среди них и очень симпатичная мелодрама "Влюбленный пингвин" (1964), весьма популярная в СССР. Почти все свои фильмы он снимал по повестям и рассказам, которые написал сам.
"Час пик" - тоже экранизация его повести. Но этот фильм резко и явно отличался от всех его предыдущих режиссерских работ. То были, чаще всего, комедии и мелодрамы, "бытовуха и мелкотемье". А "Час Пик" сделан скорее в жанре экзистенциальной притчи - жанр не самый популярный и жалуемый в странах "развитой демократии". Причем, уровень сатирического градуса, приближает его к памфлету (если не пасквилю). Такие фильмы были редкостью в 70-х на нашем экране.
Чувствовалась в фильме и явная автобиографичность, откровенная безжалостность по отношению к главному герою, его окружению и той среде, в которой он существует. Мнилась даже некая фронда, если не сказать - язвительная критика "социалистической действительности".
Однако нынче это фильм смотрится уже несколько иначе. Думал ли автор, что спустя несколько десятков лет, когда в Польше и остальных соцстранах, включая Россию, восторжествует вожделенная капиталистическая "свобода", его фильм будет казаться намного более актуальным, а то, что тогда казалось утрированным и нарочито заостренным, сейчас уже не будет казаться таким, а станет вполне себе реальной констатацией фактического положения дел?
Более того, спустя четверть века, плодовитый российский режиссер Олег Фесенко снимет римейк этого забытого польского фильма, с Хабенским в главной роли. Фильм получится так себе. Фесенко откровенно опошлит первоисточник, превратив горькую притчу выдающегося поляка в слюняво-гламурную мелодраму, изменит финал и выхолостит основную идею. Но сама коллизия, персонажи населяющие экран, атмосфера "крысиных гонок" за успехом будут смотреться вполне органично относительно современных реалий. И это показательно.
Кстати, Хабенский в том отечественном новоделе будет вполне на уровне (единственный, пожалуй, из всех участников). Но ему всего лишь пришлось повторить тот актерский рисунок, который был уже им использован до этого в почти культовом фильме московских тусовщиков "В движении" (2002), а позже и в "Коллекторе" (2016).
Оригинал Ставиньского был намного жестче, умней и глубже. Он несомненно заслуживает внимания тех, кто интересуется хорошим польским кино, ибо является его ярким представителем. Это один из лучших фильмов, снятых в Польше 70-х, на мой взгляд.
На этом и остановлюсь, пожалуй.

P/S/ пересматривая несколько месяцев назад эту картину, я так и не смог себе ответить - а что уж такого привлекательного я находил тогда в этой девчонке? Совсем не мой тип вроде бы )
P/p/s/ и, кстати, паспорт у меня ни разу не спрашивали, когда я ходил на фильмы "для взрослых". Даже немного обидно было )

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »