Знакомство с Мингусом.

 Мой интерес к Мингусу возник после того, как я (будучи в армии, 1979) прочитал в журнале "Ровесник" историю создания альбома Джони Митчелл - "Mingus". Именно оттуда я узнал о существовании такого музыканта. Статья была интересная и запала мне в душу.


 По возвращении на гражданку я стал запойным библиофилом. Начал активно транжирить свои деньги и время на посещение магазинов типа "Старая Книга" и "Букинист". Маникально скупал подшивки старых журналов и стопки книг, а вскоре открыл для себя целый мир, неведомый тогда для большинства советских людей, - литературу на английском языке.
 Всё то, что было дефицитом, находилось под запретом и проклиналось советской пропагандистской машиной, как оказалось, всё это нашлось (мне на великую радость) в магазинах старой книги, но только на англ. языке.
 Так я открыл для себя Толкина и Набокова, Селина и Ромена Гари, Джойса и Лимонова. Отдельный пласт - американская литература - от классиков до бульварщины, от пост-модернизма до порнографии, и особняком, конечно, книги о популярной музыке.
 Это было какое-то безумие. Я забывал про друзей и подружек, про кабаки и киношки. Я часами торчал в этих магазинах, переезжая из одного в другой - с Невского на Литейный, с Петроградской на Васильевский остров, охотясь за редкостями и сенсациями.
 Я музыку тогда так не собирал, как книги, наверное. Бывало, что сразу после получки (а получал я тогда приличные деньги) тратил полдня на эти разъезды, в кармане к вечеру оставались жалкие крохи, только на скудное существование до сл. зарплаты.

 Впрочем, я увлёкся излишними биографическими подробностями, как это часто со мной бывает.
Итак, Мингус... Я наткнулся на его автобиографию (Beneath the Underdog: His World as Composed by Mingus) совершенно случайно и сразу вспомнил статью в "Ровеснике", начал листать, не отходя от книжной полки, и так увлёкся, что простоял там едва ли не час.
 На старницах книги передо мной открывалась личность титанического масштаба. Человек Возрождения. Написана она была особым языком, дышала страстью вулканической, полна была юмора и слэнга, похоти и сарказма, а через весь этот густой замес
пробивалась элегантная мелодичность подлинного мастера, талантливого во всём. Мингус и писал, также, как играл и сочинял музыку - экспрессивно, чувственно, бескомпромиссно и дерзко.

 И я купил эту книгу. Купил, будучи уверенным, что если этого не сделаю, то её 100% купит Курёхин. Мы с ним тогда регулярно сталкивались в этих магазинах. Чаще, чем в "Сайгоне" или рок-клубе. Сергей скупал подобные книги также азартно, как я успел заметить.
 Прочитав "Андердога", я влюбился в Мингуса ещё до того, как услышал его музыку и до того, как по-настоящему полюбил джаз.
 Музыка Мингуса ко мне пришла только лет через 10, уже в 90-х, когда пираты стали издавать, наконец, и джазовые альбомы. И эта музыка оказалась ещё более прекрасна, чем я ожидал.
 Музыка Мингуса была именно - НЕОЖИДАННА. Это был какой-то СВЕРХ- джаз. Что-то явно неслыханное мной дотоле (и по сию пору, и не только мной, я полагаю). С тех пор, с каждым годом моя любовь к Мингусу становится только крепче, а интерес лишь усиливается.

 Чарлз Мингус стал одним из моих самых любимых музыкантов. В джазе я выше всех почитаю Майлза, Трейна, Бёрда, Дюка и Мингуса. Эта пятёрка для меня свята. Она сформировалась не сразу, но уже довольно давно и останется незыблемой уже навсегда.
Они очень все разные, но одинаково мной любимые. А к Мингусу все-таки какое-то особо теплое отношение. И к его личности, и к его музыке.

(Driver Pete, 2010)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »