СЛИШКОМ МУЗЫКАНТЫ или ГЕРОИ ЧУЖИХ РЕЦЕНЗИЙ

СЛИШКОМ МУЗЫКАНТЫ или ГЕРОИ ЧУЖИХ РЕЦЕНЗИЙ

 Если я скажу, что Wishbone Ash - недооцененная группа, то буду прав и не прав одновременно, ибо для специалистов и коллег значимость WA никогда не подвергалась сомнению. Их новаторские альбомы - гармоничная смесь хард-рока, фолка и прога - стали образцом для подражания, а иногда и прямого плагиата.
 В своё время, где-то на просторах интернета, попадался мне список "самых обворованных" (по части музыкальных идей) групп и, помнится мне, что WA стояли там на первом месте. Так что, со стороны коллег уж точно недооценки не было:)
 Критики, в свою очередь, хвалили их в начале 70х, как мало кого ещё. Был и определённый коммерческий успех (даже в США), и довольно высокие места в чартах, и стадионные концерты.
Однако, всё это ни в какое сравнение не идёт с успехом британского "триумвирата" (LZ/DP/BS), с которым WA постоянно сравнивали на родине (в Америке дело обстояло несколько иначе).
Триумвират и сейчас безоговорочно царит в умах, а про WA уже почти забыли. А ведь напрасно.
 По многим критериям WA не уступают ни одной из групп "триумвирата": профессиональное мастерство инструменталистов Вишбон Эш было никак не ниже, а изобретательность в композиционном плане - даже повыше, чем у некоторых (не стану показывать пальцем). Умение работать в студии - в этом WA вообще вряд ли кому уступали, они были абсолютными перфекционистами и работоголиками, когда дело касалось записи альбома.
Так в чем же дело? Почему такая несправедливости в отношении к их наследию?
Ответ до изжоги прост: не было в репертуаре группы убойных, легко запоминающихся хитов, не было впечатляющего сценического шоу и харизматичного франтмена уровня Планта, Оззи или Гиллана.
Явно проигрывал "триумвирату" (на фоне блестящего мастерства инструменталистов) не очень яркий по тембру и интонационно вокал Эшевцев, особенно бледно выглядивший в концертном исполнении.
Слабость своего вокала сами участники знали лучше других. Мартин Тёрнер как-то сказал:

"Пятым музыкантом является наш звукооператор. С его помощью со сцены замечательно звучит то, что в чистом виде напоминает предсмертный крик обезглавленной курицы".

 Эту слабость WA старались закамуфлировать удобными для певца и, в тоже время, эффектными гармониями - вокальными раскладками на 2 или 3 голоса в духе Uriah Heep.
Однако, если в медленных фолк - балладах голос Мартина Тёрнера (основного певца группы в 70-х) был на более-менее достойном уровне, то в энергичных "хардовых" номерах, там, где требовалась мощная вокальная атака, недостатки вокала становились очевидны.
Словом, причины, по которым WA не добились сверхпопулярности, ясны. Я бы так их тезисно сформулировал так:

1. Нет хитов значит нет постоянной ротации на радио, значит отсутствует и навязчивое напоминание о своём существовании. Ведь массовому слушателю на изысканность и глубину композиций плевать. Публике песни для караоке нужны, по большей части.
2. Нет шоу значит нет праздной толпы, жаждущей развлечений на концертах. Одни гурманы и ценители кассу не сделают, их никогда не бывает много.
3. Нет яркого (желательно - скандального) лидера значит нет фанатеющих от него мальчиков и (особенно) девочек, нет интереса со стороны масс - медиа (особенно - жёлтой её части).
На долю WA остаются только заумные статьи в специальных изданиях и упоминания в справочниках.
4. Нет мощного вокала значит нет остроты и лёгкости в восприятии материала. Инструментальное мастерство далеко не все способны оценить, а яркий и сильный голос запоминается, он цепляет мгновенно.
 Холдера и Маккафферти знают все и узнают сразу, а ведь Назарет и Слейд (при всей моей симпатии к ним), в музыкальном плане, отнюдь не конкуренты рафинированным эстетам из Вишбон Эш.

 Однако, Ash интересовала только музыка, никакие внешние атрибуты "рок - звёзд" к ним не вязались, они были слишком интеллигентны для этого, а время, которое многие их друзья/соперники тратили на публичные скандалы и светские тусовки, Ash предпочитали проводить в студии.
 Они были "слишком музыканты" для того, чтобы увешивать себя этим звёздным конфетти, в угоду массовому вкусу. Клоунов из них никак не получалось, возможно, что им просто не хватало артистизма, но, скорее весго - у них просто не было такого желания.
 Но, для тех, кого интересует именно музыка, а не окружающая её мыльная пена, все эти "недостатки" не имеют никакого значения, особенно в сравнении с многочисленными музыкальными достоинствами WA. О некоторых из этих достоинств я уже упомянул выше, других коснусь непосредственно в рассказе об альбоме "Аргус". Но на одном хочу остановиться чуть поподробнее прямо сейчас. Речь пойдет об их "фирменном знаке" - наличие в составе двух соло - гитаристов.
 Можно, конечно, спорить о приоритете на открытие этой музыкальной особенности. Ведь за океаном такой приём уже использовали на тот момент the Allman Brothers Band, дебютировавшие на пару лет раньше, чем WA, а еще раньше были The Paul Butterfield Blues Band.  В Англии были Yardbirds (с Джеффом Беком и Джимми Пейджем в составе) и вообще 2 гитариста в группе были обычным делом - Битлз, Стоунз, Грейтфул Дэд, Степпенвулф и многие другие знаменитые группы имели в своём составе по 2 гитариста, а некоторые (Byrds, CSN & Y, Jefferson Airplane, Fleetwood Mac, к примеру) даже по три и более!
 Но, в случае с WA, речь идёт о двух именно СОЛО - гитаристах. Равноправных гитаристах экстра - класса, зачастую, играющих 2 разных соло одновременно. В этом WA были всё же первопроходцами.
 Yardbirds с Беком и Пейджем просуществовали всего несколько месяцев и не оставили в таком составе практически никаких следов на аудионосителях, да и Пейдж поначалу играл в Yardbirds на бас - гитаре, так что о них, в этом смысле, говорить всерьёз не приходится.
 В составе the Allman Brothers Band хоть и были 2 соло - гитариста, но ведущая роль в их тандеме уникального Дюэйна Оллмана была неоспорима (тоже можно сказать и про Fleetwood Mac с Питером Грином), так что о "равноправии" тоже речи не идёт. Об остальных упомянутых группах и вовсе говорить нечего, там существовало довольно строгое деление по функциям ритм и соло или - акустический гитрист / электрогитарист (как Джанш и Ренборн в the Pentangle).
 Так что, пожалуй, правильным будет признать: Вишбон Эш первыми стали осваивать новый звук - две электрогитары, одновременно играющие соло.
Такая идея давно носилась в воздухе, она уже созрела к началу 70х и не могла не реализоваться. Это было время расцвета популярности рок-музыки и, во-многом, эта популярность была обусловлена появлением гитар

ных героев - Хендрикса, Таунсенда, Клаптона.

Фигура рок-гитариста вышла на первый план, она становилась культовой. Тысячи подростков бредили гитарой, новые гитарные звёзды зажигались на рок-небосклоне едва ли не каждую неделю. Огромное количество жаждущих славы неофитов откликалось на любое объявление в газете, в котором говорилось о поиске электрогитариста для рок-группы.
 Рано или поздно, такое изобилие персонажей на рынке гитаристов должно было привести к появлению нового музыкального приёма, надо было только сообразить и решиться на эксперимент. Вот WA и решились.
 Получилось всё, вроде бы, случайно. Основатели группы, музыканты распавшегося на тот момент состава Empty Vessels - басист Мартин Тёрнер (Martin Turner) и барабанщик Стив Аптон (Steve Upton) изначально хотели создать традиционную по формату хард-роковую группу с клавишником и соло-гитаристом в составе, но по объявлению о поиске гитариста, напечатанному в Мелоди Мейкер, на кастинг пришло огромное количество претендентов.
 Двое из них так понравились, что выбрать одного оказалось невозможно. Оставили обоих. На клавишника уже просто не хватало финансов и решено было попробовать именно в таком составе - с двумя соло - гитаристами (ведь обоих брали именно, как соло).
Надо сказать, что Энди Пауэлл (Andy Powell) и Тед Тёрнер (Ted Turner) подходили на эти роли, как нельзя лучше.

 19 летний Энди уже успел профессионально поработать в Sugar Band и Dekois, исповедовавших соул. Работа в них дала ему опыт сотрудничества с духовой групппой, который очень пригодился в создании сдвоенной гитарной техники. 
 Его ровесник - Тед еще не имел профессионального опыта, но быстро увлёкся идеей и оказался на редкость гибким и азартным ко всему новому музыкантом, прогрессирующим буквально на глазах.
 Энди и Тед пОтом и сбитыми в мясо пальцами многочасовых джемов создали то, что называется теперь "сдвоенная соло-гитара". Они сконструировали новый для свооего времени звук.
К третьему альбому, о котором собственно и пойдёт речь ниже, стиль группы выкристаллизовался окончательно, во всей своей красе - гитарная двойка уже чувствавала себя уверенно, работала изобретательно и мощно. Ни одна группа в мире, на тот момент, не могла похвастать такой эффектной гитарной краской в своей музыкальной палитре.


 За развитием удивитильных гитарных соло, дополняющих друг другах, спорящих между собой, переплетающихся и уходящих в разные мелодические стороны, следить было так же увлекательно и интересно, как смотреть хичкоковский триллер. Выучив уже, казалось бы, наизусть каждую ноту в этих соло, я снова окунаюсь в их гитарный водоворот с головой и интерес нисколько не ослабел за четверть века моего знакомства с музыкой WA. Очень немногие из пластинок того же "триумвирата" (единицы из обширных и легендарных каталогов LZ/DP/BS) вызывают у меня схожий интерес до сих пор.
 Однако, было бы неправильно думать, что WA были чисто "гитарная группа", вовсе нет. Ещё одна фишка Эшей заключалась в том, что они изначально задумывались, как группа без лидера, где каждый инструмент важен, а его роль в общем саунде равноправна. Это не пустая декларация, это и есть классический Вишбон Эш.
Здесь необходимо сказать пару слов о ритм-секции. Если самой группе Вишбон Эш и их гитарной связке всё-таки достались какие-никакие лучики славы и признания - они регулярно упоминаются в многочисленных списках, опросах, в интервью других музыкантов и рецензиях на чужие альбомы ("новаторы", "суперпрофессионалы", "предтечи", "эталон вкуса" и т.п.), то Мартин Тёрнер и Стив Аптон совершенно незаслуженно обойдены даже этими лучиками.


Бас - гитарист и барабанщик из первой десятки рок - инструменталистов, в своих категориях, оказались обойдены вниманием даже в рецензиях на собственные альбомы. Что уж тут говорить о "списках" и "опросах".
Ну, да ладно. Пора переходить к делу...

WISHBONE ASH - ARGUS (1972)

Driver Pete, 2005

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »