ХОБОТ ТИТАНА

Густав МАЛЕР - Симфония №1 ре мажор ("Титан")

Не могу назвать эту симфонию любимой у великого Малера, но с годами она мне нравиться всё больше и больше.

Нравится своей дерзостью, наивной уверенностью в ... сам не пойму в чём был так уверен 25-летний Малер, когда писал свою Первую. Но это - та самая уверенность, которую можно испытать только в юности. В самом начале пути. Когда твёрдо встаёшь на этот путь и сил ещё, кажется, хватит, чтобы дойти до самого конца и отдохнуть "там за рекой, в тени деревьев", небрежно обмахиваясь лавровым веночком.

Нравится мне теперь такое, юношеское.
Как писал наш вечно великий в одной фривольной поэме :)

Всё нравится, что молодо, красиво,
И в чем мы видим прибыль особливо.

Сдаётся мне, что то была уверенность юного Густава в собственном праве на полновесное симфоническое высказывание с мощным замахом - Музыкальный трактат на "богоборческую" тему.

Сказать по чести, роман Жана-Поля ихнего - Рихтера, вдохновивший Малера на это сочинение, я не одолел до конца. Честно попытался его прочесть лет 20 назад на инглише (других вариантов для меня нет) именно в связи с малеровским опусом.

Но сил моих на подобное чтение не хватило. Too much for русского мужчины, едва вынырнувшего из омута 90-х. Впрочем, воздержусь от биографических подробностей.

А вот симфония Малера мне зашла сразу. Но не сразу зашла глубоко.
После первого прослушивания показалась легковесной для такого музыкального монстра. Ни авторского сарказма, ни дерзкого богоборчества я не заметил или не понял.
Но финал! Финал я заглотил глубже, нежели полновесные три части "симфонического тела". Финал меня вдруг озадачил (мягко говоря).
Осталось от финала смутное ощущение, что Малер помахал хоботом перед моим профанским носом и вылил из того хобота на мою дурацкую голову центнер холодной воды. А уходя шепнул: "Ты пока разберись - кто из нас наивный вьюнош".

С годами всё стало на свои места. Финал заставил меня переслушивать "тело", а потом возвращаться снова и снова, через годы и десятки (теперь уже) лет. За это время я, разумеется, накопил богатую коллекцию музыкальных впечатлений. И разобравшись кое в чём (не рискну нынче претендовать на большее, ибо мне уже не 30, а 30X2)), фишку я просёк, слава Господу.
Главное было разобраться с самим собой, как всегда. А не Малеру пенять.

В этом месте (в том, где "разобрался") спрятан иной соблазн - посмеяться над современниками Малера, которые высмеяли и изругали симфонию в момент её появления. "Титана" травили и не давали спуску долгие годы.
Усилиями великого дирижёра Бруно Вальтера (в первую очередь) Первая симфония постепенно была реабилитирована и теперь является самым исполняемым симфоническим опусом Малера.

Но этот соблазн меня уже не соблазнит, я получил вакцину от него при первом прослушивании, много лет назад. Я помню свой слегка надменный скепсис "циничного знатока жизни" образца 2000. И "хобот Малера" в финале )

Что-то такое мне захотелось написать после позавчерашнего возвращения к "Титану".

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »