ДИСТАНЦИЯ УОЛТЕРА ТРАУТА

                                                                                              

"Дюк сказал мне в тот день одну вещь, которую я запомнил на всю жизнь: "Если ты намерен этим заниматься, то тебе нужно будет посвятить этому всю свою жизнь, всего себя. Сосредоточься на музыке, искусстве, творчестве и добивайся того, чтобы твои способности музыканта и творца реализовались без остатка, в самом возвышенном и лучшем их проявлении. Не разменивайся на тусовку, мишуру и роскошь. Сосредоточься на своей музыке и на радости её сотворения"

(Уолтер Траут о своей встрече с Дюком Эллингтоном)

  Есть такие альбомы, к которым музыканты идут всю свою жизнь, накапливая профессиональный и жизненный опыт, набираясь человеческой мудрости и исполнительского мастерства, аккумулируя все это в течении долгих лет, чтобы потом выдать "ток" самого высокого напряжения и высветить, как прожектором, внутренний мир артиста, его мысли и чувства, осветить всё, что было до этого, что находится вокруг и иногда даже то, что ждёт в будущем.
 Такие альбомы становятся высшей точкой в карьере исполнителя, а иногда и пиковым достижением для целого музыкального направления. Некоторые из них называют потом "Великими".
 Go The Distance Уолтера Траута я, не колеблясь, отнесу именно к таким этапным альбомам.

 Траут шёл к нему очень долго, путь его был отнюдь не лёгок и растянулся на полвека. Но он прошёл эту дистанцию, не растеряв по пути накопленное и не потеряв веру в свои силы.

 Мои заметки по поводу GTD это попытка взглянуть на "дистанцию", которую прошёл Траут поподробней, т.к. лично мне кажется, что она того достойна, и ознакомление с "Дистанцией Уолтера Траута" (для тех, кто ещё не знаком) поможет понять всю значимость этого альбома, как в судьбе WT, так и в истории модерн-блюза.
 На первый взгляд "Дистанция Траута" мало чем отличается от десятков других подобных "дистанций", пройденных известными музыкантами, но есть в ней и уникальные этапы / повороты, отличающие её от всех остальных. Впрочем, судите сами.

 Уолтер Траут родился ровно за 50 лет до появления альбома GTD в Оушн Сити (Нью Джерси), в семье простого плотника. В доме, где он вырос всегда звучала музыка классических джазовых биг-бэндов, которыми были увлечены его родители, поэтому нет ничего удивительного в том, что маленький Уолтер стал участником школьного оркестра.
 Первым его инструментом была труба, а первым серьёзным жизненным впечатлением, связанным с музыкой - встреча с Великим Герцогом Эллингтонским. Это была встреча за кулисами, после концерта в местном театре. Мама просто взяла Уолтера за ручку и постучала в гримёрку великого джазмена. Она представила своего сыночка, как "начинающего джазового трубача".

 У великого Дюка подобных встреч с "маленькими трубачами" из школьных оркестров были, наверное, тысячи, а для УТ она стала решающей.

"Это стало поворотной точкой в моей жизни. Я провёл с ними почти целый день, всё это время Дюк, Кэт Андерсон, Джонни Ходжиз, Пол Гонсалвес *(1) окружили меня заботой, говорили со мной о музыке и о жизни. Они были приветливы, добры и щедры со мной, а я испытывал благоговейный трепет".

- вспоминал он позже.

 Этот эпизод УТ рассказывает почти в каждом своём серьёзном интервью. Думаю, не ради того, чтобы похвастать своими "связями в шоу-бизнесе". Это был тот старт, с которого началась "Дистанция Траута".
 Не у каждого музыканта в начале дистанции стоял Дюк Эллингтон со стартовым пистолетом.

 Прошло несколько лет, наступил 1964 и однажды трубач-тинейджер из провинциального американского городка услышал модную английскую группу. Они не играли джаз, они играли другую музыку, и - о Боже! - в их составе не было трубы! У них были электрогитары, они играли рок-н-ролл, шандарахнувший впечатлительного провинциального мальчика таким электрошоком, что паренёк вспыхнул, засветился изнутри и "подключился" к набиравшей силу электроцепи, получив свой первый заряд рок-энергии. Британцев звали... The Beatles, естественно.
 Сколько таких провинциальных мальчишек по всей Америке (да что там Америка? По всему миру!) "включили в сеть" ливерпульские парни, выполнявшие божественный план рок-н-рольного ГОЭЛРО? Несть им числа!
 Но нас сегодня интересует только одна "жертва Британского Вторжения". К ней и вернёмся.
 Первый этап дистанции у УТ уже позади. На промежуточном финише Траут оставляет "архаичную" джазовую трубу и отправляется дальше в поисках гитары.

 Первая гитара УТ была всё же акустической и почти 2 года он упражнялся на ней. Новым поворотным пунктом стала игра Майка Блумфилда (Mike Bloomfield).

"Я думаю, что парнем, который первым открыл мои уши для блюзовой гитары и показал её возможности был Майк Блумфилд на самом первом альбоме Пол Баттерфилд Блюз Бэнд (Paul Butterfield's Blues Band)...
Мой старший брат однажды пришёл домой с новой пластинкой и сказал: "Послушай, как играет на гитаре этот парень".
Майк Блумфилд был крут. Я понял, что хочу такой же звук, всё остальное в моей жизни стало неважным".

 От Майка Блумфилда Траут получает новый электрический импульс. Блюзовый.

"В доме моих родителей часто играли пластинки Мадди Вотерса, Би Би Кинга и Джона Ли Хукера... но когда я услышал Блумфилда для меня открылась возможность того, что играть блюз можно шире, можно придать блюзу больше огня и рок-н-рольной агрессии. Я люблю традицию в блюзе и накрепко связан с ней, но не хочу, чтобы она меня сковывала цепями".

 Акустическая гитара оставлена на очередном промежуточном финише. В 15 лет он перестал быть мальчиком, который просто сунул палец в рок-н-рольную розетку и расколбашенный током, замирая от сладкого ужаса, не знает, что делать дальше.
 Место "пальца" занимает штеккер электрогитары, которую он подключает к усилителю, окончательно становясь частью новой музыкальной электроцепи.
 В 17 лет Траут собирает свою группу.

"Мой бэнд пользовался популярностью в Южном Джерси, у нас была духовая секция и мы делали соул из репертуара Sam & Dave *(2). Работали в барах по всему побережью"

 Бэнд, в котором играл Траут, часто выступал на одних площадках с составом, который назывался Steel Mills. Это была группа юного героя локальной рок-сцены Нью Джерси - Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), будущего всеамериканского рок-идола. Они были конкурентами.

"Помню, он играл что-то типа соло и я подумал про себя: "Блин, я уделаю этого парня запросто. Я достигну вершины, а этот пацан безнадёжно отстанет..."

 Поиграв несколько лет в родном Нью Джерси, Уолтер переезжает в Филадельфию, где живёт 2 года и, наконец, решает сделать резкое ускорение по ходу дистанции. Траут понимает, что его засасывает клубная провинциальная рутина, и он перебирается в Калифорнию, где музыкальная жизнь бьёт ключом.
 Репутация "клубной звезды Нью Джерси" не значит в этих краях ничего, Калифорния битком набита такими парвеню *(3), но там есть шанс добиться большего, в условиях жестокой конкуренции вырасти в серьёзного музыканта.
 Отъезд из Нью Джерси в Калифорнию становится очередной поворотной точкой на "дистанции Траута".


Дальше - пунктиром по промежуточным точкам дистанции:

1974-1975
Траут выступает в составе The Jive Bombers. Они играют кантри-энд-вестерн.

1975-1977
The Boys.

 В этой группе его партнёром был замечательный гитарист - Джесс Эд Дэвис (Jess Ed Davis) *(4). Этот индеец из племени кайова был знаменитым сессионщиком. В его послужном списке работа над альбомами мега-звёзд: Джон Леннон, Ринго, Джордж Харрисон (почти весь состав Битлз!), Эрик Клаптон, Нил Даймонд, Джексон Браун, Род Стюарт, Джин Кларк, Джон Ли Хукер и многих других.
Дэвис играл в группе Тадж Махала и даже принимал участие в записи единственного сольника Кита Муна (кто только не поучаствовал в этом сумасшествии Муна!).
 The Boys стали для Траута переходом на совсем другой уровень, работа с сессионной суперзвездой - Дэвисом научила его многому в плане профессионализма и вывела в музыкальный высший свет.

1978-1980
The Boys, так и не добившись успеха, почили в бозе.

 В 1979 УТ затевает проект The Trout Brothers (вместе со старшим братом), но эта группа просуществовала недолго и особого интереса ни у кого не вызвала.
В итоге Траут становится "гитаристом по вызову", ездит в туры и играет в клубах с блюзовыми легендами: Louisiana Red, Big Mama Thornton, John Lee Hooker, Lowell Fulson, Pee Wee Crayton, Joe Tex, Percy Mayfield, George Harmonica Smith, O.B.Wright, а также с бывшим участником знаменитых Righteous Brothers - Бобби Хетфилдом.
 Для тех, кто знаком с историей блюза, эти имена скажут многое, и несложно представить - какую школу прошёл парень из Нью Джерси, работая на одной сцене с такими блюзовыми монстрами.
 

С особым чувством Траут вспоминает о двух персонажах из тех, с кем ему удалось поработать в эти годы: Finis Tasby - басист из группы Фредди Кинга (Траут записал партии гитары на двух его альбомах)

и J. D. Nicholson. Об этих музыкантах он всегда отзывается очень тепло. Имена FT и JDN мало что скажут даже искушённым блюзоманам, но возможно, именно это и является причиной особого отношения к ним со стороны УТ.

"Больше всего мне нравилось работать с парнем по имени Джей Ди Николсон, он не был знаменитостью, но тоже был из "стариков" - пианист, в юности играл с Литтл Уолтером, потом работал с Фредди Кингом и Джоном Ли Хукером. У него была своя банда, назывались "J.D. and the Soul Benders". Я играл с ними довольно часто. Это была отдушина."

 На примере Финиса Тасби и Джей Ди Николсона УТ лишний раз убедился - даже очень талантливые музыканты зачастую бывают обойдены успехом и признанием.
 Но главным было то, что они (Тасби и Николсон) давали ему больше свободы, с ними он мог пробовать свои собственные идеи, в то время, как "блюзовые памятники" требовали полного подчинения их стилю.

"Вы не можете выйти на сцену с Биг Мамой Торнтон и играть соло с фидбеком в стиле Джими Хендрикса. Так не пойдёт. Это не сработает. Я старался играть музыку в духе всех этих людей...
... Я же не могу выйти сайдменом Перси Мейфилда и начать показывать, как я крут. Так не делается. Вы должны приспособиться к их чувству, их духу, стараться слиться с ними воедино. И, как мне кажется, главная причина, по которой я стал таким востребованным сайдменом - я хотел добиться именно этого. Перед тем, как играть с кем-то из них, я брал старые пластинки, садился и изучал их музыку."

 Блюзовые "штудии" этих лет выковывали стиль, характер и технику героя моего рассказа.

 Блюзовые старики передавали талантливого белого гитариста друг другу по дистанции, как эстафетную палочку. На концерте Мамы Торнтон его приметил Джон Ли Хукер и взял к себе в группу. А на одном из совместных концертов Джона Ли Хукера и Canned Heat, Траут получает приглашение стать участником одной из главных легенд американского блюз-рока.
 Ещё один этап пройден. Промежуточный финиш.

1981-1984
Canned Heat


 В этой, знаменитой некогда, группе, овеянной славой Вудстока, УТ выступает в качестве соло-гитариста и харпера, заменив умершего Боба Хайта (Bob Hite).

 Приход в группу Уолтера Траута дал ей второе дыхание, а Трауту - возможность работать в формате тяжёлого буги, который они играли.
 Именно тогда у него появились первые персональные поклонники и число их росло от концерта к концерту. Траут перестал быть персонажем, известным только узкому кругу почитателей корневого блюза (коих в середине 80-х было совсем не так много) и умелым гитаристом для стариков-блюзменов. Аудитория у Кэннед Хит была гораздо шире.

 Тем не менее, Траут отзывается об этом этапе своей дистанции так:

"Я называю это - Потерянные Годы"

 Трауту опять было тесно. В рамках стандартного буги и блюзовых каверов, которые играли CH, он не получал развития, как музыкант.
 Он снова (на 5 лет) стал просто сайдменом у звёзд, которые довольствовались тем, что у них было в багаже и никаких новых путей не искали. CH были отличным живым шоу, но Уолтеру уже осточертела вся эта окаменелость.
 Я полагаю, что УТ всё же был слишком резок в оценке этого этапа. Этап был полезен, хотя бы в плане имиджа и престижности. Траут впервые стал постоянным участником прославленного рок-коллектива, а не анонимным ландскнехтом - аккомпаниатором.
 Пусть не большой, но всё же, это был шаг вперёд по дистанции. Уолтеру, конечно, виднее, но сдаётся мне, что за этими словами таится что-то личное. И подозреваю, что это "личное" таится на дне бутылки, в пятке косяка и на кончике шприца. Эти атрибуты всегда имели важное значение в гастрольной жизни "Консервов", терявших своих бойцов, одного за другим, в пьяном угаре и наркотическом дурмане. И Траута не обошёл стороной этот порок, он пристрастился к бутылке, помогавшей снимать стресс бесконечных гастролей.

 Банальная и печальная история. Траут становился очередным блюзовым пьянтосом. Canned Heat переезжали из города в город и играли одно и тоже из года в год. "Потерянные Годы"...

 На одном из концертов CH выступали совместно с недавно возрождёнными John Mayall's Bluesbreakers. После выступления Уолтер получает предложение от Джона Мейолла и с радостью присоединяется к его легендарным Блюзбрейкерам.
 Начинается следующий, один из самых важных этапов "Дистанции Уолтера Траута".

1984-1989
John Mayall's Bluesbreakers

 Пятилетка в составе John Mayall's Bluesbreakers стала, пожалуй, самым важным этапом "Дистанции Траута", если говорить о карьере сайдмена.

 Причин тому несколько, первая из них - личность самого Джона Мейолла, который был основателем стиля и подлинным его новатором.
 Главное, чему мог научиться Траут у Джона - навыки бэндлидера, в этом Мейоллу, наверное, нет равных в блюз-роке.

 Важнейшее значение для профессионального роста имело и то обстоятельство, что в составе JM'sBB Трауту пришлось конкурировать на сцене и в студии с другим выдающимся гитаристом - Коко Монтойя (Coco Montoya).
 Джон Мейолл умело сталкивал их лбами, высекая из этого столкновения уникальный по своей напряжённости саунд.

 Такая творческая дуэль/сотрудничество на протяжении 5 лет катализировала появление на блюзовом горизонте двух блестящих гитаристов мирового уровня.
 Оба они умели многое и до появления в составе JM'sBB, но здесь Уолтер и Коко получили возможность импровизировать, которой раньше у них не было. Мейолл всегда поощрял творческую инициативу своих гитаристов, это было фирменным знаком его "Блюзбрейкеров", со времён Эрика Клаптона.
 Существенным было и то, что благодаря триумфальным гастролям возрождённых JM'sBB, об Уолтере узнала Европа, что в последствии сыграет важную роль в его сольной карьере.
Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и "репутационный" фактор.
 Участие в составе Джона Мейолла это, своего рода, "знак высшего качества" для гитариста. Принять эстафету на дистанции, по которой прошли Эрик Клаптон ----> Питер Грин ----> Мик Тейлор ----> Харви Мандел - это дорогого стоит, это уже пропуск в высшую гитарную лигу.
 Кроме того, именно в этот период произошла ещё одна судьбоносная встреча и разговор, сравнимый по значимости со стартовым напутствием Дюка Эллингтона.
Произошло это в 1987, в Восточном Берлине, где "Блюзбрейкеры" выступали в одном концерте с Сантаной.
Карлос Сантана и повлиял на дальнейшую судьбу Уолтера, сыграв в ней очень важную роль.

"Он предстал передо мной, как высший суд и сказал мне прямо: "Тебе дано играть на гитаре, к тому же - играть в знаменитой группе, о которой мечтают сотни гитаристов по всему миру, а ты выходишь на сцену пьяный в стельку. Бог дал тебе талант, но когда ты играешь пьяный - это тоже самое, что показать Господу средний палец".
Эти слова повергли меня в шок. Потом Карлос добавил: "У меня есть книга для тебя, прочти." - и дал мне "Discovery of Possibilities" преподобного Роберта Шуллера. Я её прочёл и пришёл к Джону Мейоллу со словами:
"Ты больше никогда не увидишь меня на сцене пьяным". Так я завязал с пьянством и наркотой".

 Благодаря Карлосу Сантане Траут пришёл к Богу. Можно по разному относиться к набожности блюзового гитариста, но если вспомнить сколько трупов - в творческом и в прямом (физиологическом) смысле - лежит на обочине дистанции, по которой двигается всякий блюзмен, и на ноге почти каждого из этих мертвецов бирочка с надписью "героин" или "алкоголь", а чаще - на обеих ногах по бирочке... то можно оценить и всю важность метаморфозы, произошедшей с Траутом после разговора с мудрым и много повидавшим за свою карьеру Сантаной.
 Благодарность к старшему другу за науку и участие Траут испытывает до сих пор, теперь он искренне старается помочь и предупредить других:

 "Я всегда готов рассказать о том времени, когда я курил травку, бухал и торчал. Я надеюсь, что какой-нибудь 15-летний пацан, который это прочтёт, не станет проходить через то, что довелось пройти мне.
Я буду счастлив, если какой-нибудь подросток подойдёт однажды ко мне и скажет, что он не употребляет героин потому, что прочёл моё интервью. Для меня это будет значить тоже самое, как если бы кто -то сказал: "Мне нравится твоя музыка потому, что она спасла мне жизнь".

Дюк стоял на старте дистанции, а Сантана появился в самой её середине и дал Трауту второе дыхание.
Свои ощущения от первого "трезвого" выступления с "Блюзбрейкерс" сам Траут описывает так:

"В первый раз, когда я вышел с Джоном на сцену трезвый, я не мог сыграть ни единого аккорда, меня слёзы душили и сердце готово было выскочить из груди. Но вдруг моя скованность и душевное волнение вылились в музыку и обернулись сотнями изгибов... Люди, которые думают, что ощущают что-то такое только под кайфом, обманывают сами себя. Я выхожу на сцену и каждая моя нота - точное выражение моих чувств".

Так Уолтер Траут стал трезвенником и религиозным человеком.

 5 лет с Джоном Мейоллом, 5 лет сотрудничества и конкуренции с Коко Монтойя, 5 лет постоянных концертов и участие в записи нескольких альбомов (пара концертников, записанных в Европе *(5) и знаменитый альбом Chicago Line, 1988 - один из главных альбомов в карьере Блюзбрейкеров) выковали из Траута сильного и уверенного в собственных силах музыкального бойца. Он был готов выпорхнуть из "гнезда Джона Мейолла" в самостоятельную творческую жизнь, как сделали все его великие предшественники из "гитарной линейки" JM'sBB.
 Многочисленные неудачные попытки заняться своей сольной карьерой (среди которых была в 1984 даже попытка создания "супер-трио" Blue Thunder с Биллом Вордом (Bill Ward) барабанщиком Black Sabbath и басистом Тимом Богартом (Tim Bogart, ex-Vanilla Fudge, Cactus) могли бы охладить кого угодно, но пришедшее вместе с трезвостью "второе дыхание" дало новые стимулы и новые надежды.

"Однажды я понял, что если хочу осуществить свою мечту и делать свою собственную музыку - я должен уйти от Джона".

 Произошло это так. На гастролях в Дании перед одним из концертов Джон Мейолл заболел и остался в отеле. Остальным Блюзбрейкерам пришлось выступать без своего лидера. В течении того знаменательного концерта Уолтер и Коко Монтойя по очереди брали на себя обязанности вокалиста и франтмена, выходя на авансцену.
 Думается мне, однако, что это был далеко не худший концерт Bluesbreakers, и публика вряд ли сильно жалела об отсутствии на сцене "белого короля чёрного блюза", чему подтверждением служит и то, что произошло дальше.
 После концерта к Трауту подошёл представитель знаменитого лейбла Elektra Records и предложил ему записать сольный альбом. Рядом оказался ещё и промоутер, который заверил, что если такой альбом появится, то он обеспечит Трауту сольное турне. Уолтер стоял перед очень непростым выбором, он попросил дать ему время подумать, а подумав - решился.

"Мы выступали в Швеции, это был мой день рождения и я подумал, что в 38 лет мне, наконец, предоставился ШАНС. Шанс записать свою пластинку и поехать в турне, всё было только в моих руках...
Я отыграл концерт с Джоном и поздно вечером пришёл к нему в номер. Я сказал: "Я люблю тебя, Джон. Ты очень много для меня сделал, но я должен уйти" ...
Я сидел в его комнате и плакал, потому что я не хотел уходить из его группы. Я считал и продолжаю считать его своим вторым отцом. Он поддерживал меня все эти годы, когда я торчал на наркоте и уходил в запои. Никогда Джон не переставал верить в меня. Он близкий, очень близкий мой друг...
О мистере Мейолле я могу сказать только самые лучшие и добрые слова и ничего, кроме них."

Так, "со слезами на глазах" , УТ ушёл от своего великого патрона делать сольную карьеру.

"Я бросился в это, как в омут, и больше никогда не оглядывался".

 Прощай, Джон Мейолл!  Уолтер Траут уходит по дистанции дальше. Ты сыграл важную роль и был великим тренером, вырастившим ещё одного отличного гитариста под своим крылом, но это - "Дистанция Уолтера Траута" и он уходит по ней дальше... "не оглядываясь".
 Нет больше сайдмена Уолтера Траута, да здравствует сольный артист и лидер Walter Trout Band! Его ждёт новый этап.

1988- 2001
Walter Trout Band / Walter Trout and the Free Radicals

 Уолтер набирает свою группу, в которую вошли: басист - Джимми Трапп (Jimmy "Tiger" Trapp), с которым Траут познакомился ещё в 1978, когда они выступали в составе Midnight Angel, за клавишами в WTB занял место Danny "Mongo" Abrams.
 Барабанщики менялись в течении 1989 трижды, сначала Уолтеру помогал Joe Yuele (из тех же Блюзбрейкерз), потом LeRoy Larson и, наконец - Allan Adams. В таком составе они начали репетировать и давать нечастые концерты.
 По-началу - нечастые, но после записи дебютного альбома (Life in the Jungle, 1990 на голландском лейбле Provogue) на группу Уолтера Траута появляется устойчивый спрос в Европе и концертная деятельность становится всё более активной.
 В 1990 продолжалась чехарда с барабанщиками - Аллана Адамса сменил голландец Клас Андерхелл (Klas Anderhell) с которым был записан второй альбом Prisoner of a Dream (в том же 1990 и на том же голландском лейбле), ему на смену пришёл Френк Котиньола (Frank Cotinola), который продержался подольше, а в 92 году у Уолтера Траута, наконец, появился барабанщик Bernard Pershey, который занял место за ударной установкой на ближайшие 10 лет.
 Клавишники тоже менялись довольно часто, их именами я даже утомлять не стану. Постоянной величиной в группе был только верный "Тайгер" Трапп, не уступавший свой бас никому, с Траутом они достигли идеального взаимопонимания на сцене и вне её.
 Альбомы продолжали выходить регулярно: в 92 вышел Transition и концертник No More Fish Jokes (оба там же на Provogue), в 94 Траут меняет лейбл и выпускает на Silvertone альбом Tellin' Stories, в 95 снова возвращается на Provogue (альбомы Breaking The Rules и Positively Beale Street, 1997).
 Наконец, в 1998 группа оседает на немецком лейбле Ruf.

"Я записывал пластинки в Европе. Мой второй альбом попал в "Top Ten AM radio", мы сделали видео и раскрутка на MTV зашвырнула меня наверх по лестнице Европейского шоубиза так высоко, что мы очухались в одном шоу с Элтоном Джоном.
У меня дома до сих пор хранятся чарты, где написано: "Мадонна, Бон Джови, Уолтер Траут"...
Потом я посылал свои пластинки в американские компании звукозаписи, но блюзовые лейблы отвечали: "слишком много рока", а роковые говорили: "слишком много блюза"...
В конце концов, я записал альбом на Silvertone. Я был нужен им для Европейского рынка. Я согласился на это с условием, что они выпустят альбом и в Америке. Они выпустили. Но не сделали никакого промоушена моей пластинке. Я обнаружил также, что они гробят и мою карьеру в Европе. Короче, я пришёл к ним, попросил освободить меня от обязательств по контракту и снова вернулся на голландский лейбл.
Потом Коко Монтойя направил меня к Джиму Гейнзу (Jim Gaines)*(6). Джим послал альбом Томасу Руфу (президент Ruf Records) и Томас сказал, что готов поработать над тем, чтобы обеспечить мне прорыв в моей родной стране."

 На новом лейбле Walter Truot Band переименовывают в Walter Trout and the Free Radicals и уже под этим именем записывают Walter Trout (1998), Livin' Every Day (1999) и Live Trout (2000), раскрутка которого в США должна была стать важной частью спланированного "прорыва в Америку".
 Судьба вновь постаралась подставить подножку Трауту на его дистанции. В тот момент, когда он должен был играть этот концерт, Уолтер был тяжёло болен. Но, стоявшее на грани срыва выступление, он не отменил а, в состоянии близком к нервному срыву, отыграл его блестяще, переломив о гриф своей гитары ход событий в свою пользу. Траут ошеломил публику сверх-эмоциональным и яростным выступлением, одним из лучших в своей карьере, результатом которого стал релиз Live Trout: Recorded at the Tampa Blues Festival.
 Такова дискография к 2001. Траут поучаствовал также в престижных трибютных альбомах посвящённых Стиви Рей Вону и Джеффу Беку.

 Я слышал далеко не все альбомы этого периода, но те, которые слышал, дают вполне определённое представление о музыке, которую записывал тогда Уолтер Траут. Это был отличный блюз-рок блестящего гитариста, грешащий обычными для многих модерн-блюзовых гитаристов недостатками: штампы, отсутствие яркой индивидуальной манеры, зацикленность на собственной виртуозности.
 Но была уже тогда и одна важная особенность, отличающая альбомы УТ от других блюзовых слингеров (бесконечных "новых SRV") - авторский материал самого Траута качественно становится всё лучше и лучше от альбома к альбому и постепенно песни Траута вытесняют из репертуара, обычные для блюзменов, каверы на известные стандарты.
 "Синдром вечного сайдмена" изживается Траутом, он "выдавливает из себя раба", он ищет свой неповторимый стиль и поиски эти не бесплодны. Траут хочет стать не просто выдающимся гитаристом, но значимой фигурой в истории блюза. Он движется по дистанции упрямо и непреклонно, иногда буксуя и повторяясь, но идёт только вперед.
Важнейшей частью на этом этапе дистанции стали живые выступления группы (неслучайно в его дискографии так много "живых" альбомов).
 Тем временем, шоу Уолтера Траута пользовались неизменным успехом с самого начала его сольной карьеры и постепенно становились главным блюзовым аттракционом Европы. Именно живые концерты сделали его звездой и обеспечили репутацию одного из виртуознейших гитаристов.
 На концертах УТ выкладывается, не жалея себя, заражая публику кипучей энергией и обаянием.

 С концертами он исколесил всю Европу, утоляя тягу европейцев к современному блюзу, возникшую в середине 90-х, как отклик на Блюзовый Ренессанс, набиравший силу за океаном.
 Европе нужны были свои герои - живые и настоящие, которых можно было услышать на концерте. И Европа получила Траута. Другие американские блюзмены были заезжими гастролёрами, а Траут, даром что янки из Нью Джерси, стал "своим" и выступал перед многотысячными толпами поклонников (в то время, как в родной Америке на гастролях чаще работал в кабаках).
 Здесь, в Европе, его оценили и полюбили за то, что он дал им блюз, который европейцы давно ждали.
 Доказательством этого явился сенсационный результат опроса, проводившегося авторитетной радиопрограммой Боба Харриса на Би Би Си среди её многочисленных слушателей по всему континенту.
9 сентября 1993 года были опубликованы его итоги. 20 лучших гитаристов мира:

1. Eric Clapton
2. Jimi Hendrix
3. Gary Moore
4. Jimmy Page
5. Mark Knopfler
6-7. Walter Trout
6-7. Brian May
8. Joe Satriani
9. Peter Green
10. Stevie Ray Vaughan
11. Dave Gilmore
12. Ry Cooder
13. Steve Vai
14. Frank Zappa
15. Jeff Beck
16. Paul Kossoff
17. Rory Gallagher
18. BB King
19. Jeff Healey
20. Eddy Van Halen ...

 К подобным опросам нельзя, конечно, относиться слишком серьёзно, но сам факт появления Траута в такой компании впечатляет, а столь высокое место (выше Джеффа Бека, СРВ, Би Би Кинга, Сатриани и др., всего было упомянуто 134 имени) стало главной сенсацией итогов опроса.
 Это случилось именно благодаря живым выступлениям группы Уолтера Траута. Так Европейская публика призналась ему в любви.

"Мне нравится мысль о том, что я пытаюсь сделать своей игрой на гитаре то, что Мартин Лютер Кинг добивался ораторским искусством... Я стараюсь сделать так, чтобы всё выглядело как последовательное изложение. Как у госпел-проповедника, ты начинаешь с какого то места и, постепенно увлекаясь, говоришь всё быстрее и быстрее, голос поднимается выше и выше и ты достигаешь самой высокой точки, когда уже выше двигаться некуда, а все кричат: "аллилуйя!", "аминь!" и тогда ты садишься...
Иногда я пересматриваю плёнку с записью речи Мартина Лютера Кинга "I Have a Dream" и думаю о том, что если бы я мог сделать своим гитарным соло то, что он делал своим красноречием, я был бы счастлив."

 Общение с публикой стало важной частью шоу Уолтера Траута: своими рассказами из жизни блюзового подёнщика и размышлениями об окружающем мире он делится с аудиторией также, как гитарными соло и риффами. Траут умеет работать вживую так, как немногие нынче умеют. В этом он, как не странно, похож на Брюса Спрингстина, с которым в юности делил славу "лучшего живого шоу Нью Джерси".
 Вот только "этот парень из Южного Джерси", который должен был "безнадёжно отстать", как казалось Уолтеру 30 лет назад, достиг такого успеха, какой давался немногим. Спрингстин уже давно был на самой вершине, с годами приобрел статус одной из ключевых фигур американского рока. "Босса" ни с кем уже давно не сравнивали, сравнивали теперь с ним, со Спрингстином. Брюс обладал яркой индивидуальностью, сочинял ни на кого не похожие песни-истории, песни-исповеди, за это его и вознесли на рок-Олимп.
  Именно яркой самобытной индивидуальности в музыке, глубоких и интересных песен, как раз, и не хватало до сих пор УТ. Как гитарист он, конечно же, давно оставил не самого великого гитарреро - Спрингстина далеко позади себя. Но даже в этом (игре на гитаре) он оставался объектом бесконечных и постоянных сравнений с Джими и Стиви.
 

 Это вообще - бич всех гитаристов современного тяжёлого блюза, почти на каждого из них примеривают корону Хендрикса и запихивают в сапоги СРВ, чтобы потом навечно осталось клеймо "второго Джими", "нового Стиви". Частенько это является всего-лишь журналистским клише, но есть в этом, всё же, и доля истины, ибо влияние этой пары настолько велико, что не уловить его в гитарных (а порой и не только) повадках новых блюзовых героев невозможно.

 

 Но Уолтер Траут не хотел, чтобы его сравнивали с другими, он был уже достаточно зрелым музыкантом и виртуозным гитаристом, чтобы не быть "вторым Хендриксом", он хотел, наконец, стать "несравненным Уолтером Траутом", с которым сравнивают других.
 Ему исполнилось уже 50. Возраст, когда подводят промежуточные итоги. Траут был готов отчитаться. Таким "юбилейным отчётом" в чем-то и стал альбом "Go the Distance", к разбору которого я, окончательно замучив вас долгой предысторией, и приступаю ...

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »