Черная Колдунья. Часть вторая (Товарищ сержант, это же САНТАНА!)

 

 «Товарищ сержант, это же - САНТАНА!» (читать первую часть)

 

 Прежде всего хочется сказать об авторе. Питер Грин - фигура, возможно, самая трагическая в истории рок-музыки. По своему музыкальному дарованию он вряд ли уступит вообще кому бы то ни было, даже если брать самых великих. Его влияние на многих выдающихся исполнителей не иссякает до сих пор, а в конце 60-х было просто огромным. Особенно, конечно, на тех, кто ориентировался на блюзовую форму.

 Проявлялось это влияние иногда самым неожиданным образом. Как занимательный пример приведу суперзнаменитую песню LZ - "Black Dog".

Послушайте гриновский хит (написанный на пару лет раньше) "Oh Well (part 1)", сравните и сделайте вывод.

 "Эге, да здесь не без водолаза!" - могла бы сказать зеппелиновская Чёрная Псина, заглянув в зеркало, подобно булгаковскому Шарику.

 К чести Пейджа - сам он это сходство никогда не отрицал, а даже, напротив, всегда на него указывал, как очевидный источник вдохновения.

 Но это так, просто интересный фактик. В общем, Грин, если бы не жутковатые изгибы его драматической судьбы (хоть психологический триллер снимай на её основе), обязательно занимал бы сейчас место на рок-олимпе рядом с Хендриксом, Дорз и теми же ЛЗ (к примеру).

 И вот этот то, весьма незаурядный, по всем меркам, человек написал в 1968 посвящение своей тогдашней подруге (имя что- то не припомню сейчас, да это и не так важно) песню с незамысловато- стилизованным под старые блюзы (любившие заигрывать с гадалками, цыганками, вуду и дьяволом) текстом.

 "Чёрная Колдунья" тогда благополучно заглохла в чартах 1968 года, где-то на подходе к четвёртому десятку.

 Были и до, и после у Грина хиты покруче, если говорить о тех самых чартах. Да, признаться, и не было ничего особенного в этой песне в том виде, как её исполнили Флитвуд Мэк. Разве что, немного необычный для блюз-роковой команды ритмический рисунок танго.

 Ну а дальше я процитирую самого Грина, который лучше меня расскажет историю о том, как Колдунья попала к Сантане:

"Я чувствовал, что она достойна большего, но сам не смог заставить ее раскрыться. Правда, я не долго искал папу для своей дочки-песенки и предложил ее Карлосу Сантане. Именно ему, хотя Карлос тогда еще не был лидером группы".

 Здесь Питер Грин проявил незаурядное чутьё, даже в этом его талант проявился каким- то причудливым образом. Он угадал на 100%. Именно такой "папа" и нужен был для его дочки.

 В исполнении Сантаны она стала мега-хитом во всём мире, самой успешной песней в репертуаре Сантаны (сейчас может быть Smooth и приблизилась к ней по коммерческим показателям, не знаю точно).

 Black Magic Woman стала его визитной карточкой и талисманом. Именно в ней выкристаллизовался стиль, который до сих пор остаётся неповторимым и привлекает к мексиканскому гитареро миллионы поклонников по всему миру: острый замес из афро и латинских ритмов, блюз, джаз и немного цыганщины.

 Тогдашний клавишник Сантана Блюз Бэнд - Грег Роли до сих пор гордится вкрадчивой клавишной интродукцией, которую он придумал для этой песни. Он же, кстати, и спел "Колдунью", как и большинство тогдашних песен группы (вопреки распространённому заблуждению, что Карлос поёт эти песни сам).

 За органом вступает электрогитара Сантаны - расставляет "фирменные" сантановские стоккато – точки. Следом довольно резко вступает вокал и дальше песня развивается уже в дуэте голоса и гитары, насыщенная и подпитанная перкуссией и клавишами.

Ах, эти гитарные точки Сантаны! Это именно они и свели тогда меня, мальчишечку, с ума!

 Много лет прошло с тех пор, гитару Карлоса Сантаны я узнаю теперь из миллиона других (как и многие из вас, я думаю). Любит Карлос потянуть ноту, покрутить и повертеть её, показать нам во всей красе изощрёнными бендами, оставляя между ними эффектные паузы.

 Не назовёшь Сантану технарём или скоростником, не любит он и всякие гитарные примочки. Пальцы, медиатор, струны... рычагом, разве что, иной раз побалуется или педальку качнёт.

  Зачем Сантане вся эта лабуда и навороты нынешних гитарных героев? У Сантаны есть главное – у него есть душа. А этого тренировками не наработаешь.

 Именно его душа и вложена в падчерицу - "Колдунью", не сумевшую стать красавицей у безумного батьки Грина, но отогретую солнечной сантановской гитарой.

 Падчерица Black Magic Woman ответила добром на добро и вознесла Сантану в 1970 году на самую вершину билбордовского чарта, сразу выведя в разряд суперзвёзд и хедлайнеров, одарив платиновым статусом диск «Абраксас» и сама нарядившись в этот металл с ног до головы.

 BMW исполняется до сих пор на каждом концерте Карлоса Сантаны и только в том виде, как записана на "Абраксас", с прицепленным к ней инструменталом в конце ("Джипси Квин" - любимого Карлосом цыганского джазмена -гитариста Габора Сабо).

 Под конец - ещё одна цитата. Другой клавишник группы «Santana» - Честор Томпсон два года назад заявил:

"Единственным справедливым отношением к этой композиции является сохранение ее первоначального вида, ибо она совершенна".

 

 Что тут ещё добавить? Мне - нечего.

 

P.S. После всемирного фурора, произведённого Black Magic Woman в исполнении Сантана Блюз Бэнд, музыканты Флитвуд Мэк стали смотреть на Грина, как на Бога и ждать нового чуда, чтобы теперь уж не пропустить удачу, которая была так близко.

  Но... история Грина и его безумия - это совсем другая история. И очень грустная, к тому же. Может быть, расскажу и её когда-нибудь.

 

By the way: Сандра Элстон - имя той, кому посвятил Питер Грин свою Black Magic Woman.

 

(Driver Pete, ноябрь - декабрь 2004)

но есть и пост скриптум )

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »