WISHBONE ASH - "Argus" (1972)

 

Слишком музыканты или герои чужих рецензий. Часть вторая  

 
 
Слишком музыканты или герои чужих рецензий. Часть вторая (Wishbone Ash: Argus, 1972)
 

первая часть здесь

 

"В те годы каждый должен был иметь СВОЙ звук. Дух 60-х еще не умер, в тысячах клубов играли десятки тысяч групп. Блюз, соул, фолк перемешивались и формировали новые стили. Сцена того времени была открыта для любой музыки".

(Энди Пауэлл)

В январе 1972 музыканты WA приступили к работе над своим третьим альбомом. Запись происходила на только что созданной студии De Lane Lea. Общее руководство осуществлял Дерек Лоуренс (Derek Lawrence), а инжинирингом заправлял легендарный Мартин Бёрч (Martin Birch). Они оба занялись делами группы по рекомендации Ричи Блэкмора.
 Несмотря на стилистическую разноплановость песен "Аргуса", все они связаны единой концепцией - средневековый колорит на базе британской истории и на фольклорных мотивах. Тема войны и рыцарства - сквозная для всего альбома.

"Альбом не задумывался изначально, как концептуальное произведение,  концепция выработалась уже в процессе работы над ним. Схожая тематика текстов побудила нас к написанию соответствующей музыки. Отсюда и создалось ощущение некоей концептуальности, которая не была умышленной".- рассказывал позже Энди Пауэлл.

Итогом работы в студии стал один из лучших альбомов в истории рока. Не "хард - рока", как субжанра, а именно - рока, как такового.


"Аргус" назвать хард - роковым альбомом можно только с большой натяжкой. Как раз концептуальность альбома родилась из элементов фолка, которые здесь не менее (если не более) важны и заметны.
 Обилие нетривиальных композиторских решений, изощрённость инструментальных соло позволяют говорить и о наличии амбиций, характерных для прога.
 Аранжировки и мелодии, уходящие корнями, чаще всего, не в блюз, а пропитанные классической европейской традицией, сближают в этом смысле альбом с арт-роковыми опусами.

Все эти ярлыки я развесил на ёлке "Аргуса" не для того, чтобы запутать или поумничать на пустом месте, а с целью подчеркнуть значимость альбома в контексте развития рок-музыки, которое бурно происходило в 70-х.
"Аргус" - это, своего рода, квинтэссенция всего лучшего, что было наработано рок-музыкой к началу 70х. Знаковый альбом для Вишбон Эш да и для всего рока того времени. Я считаю, что он занимает своё достойное место среди легендарных пластинок, открывавших новые музыкальные горизонты. Рядом с In the Court of the Crimson KingThe Dark Side of the MoonLed Zeppelin IV, Tubular Bells, A Night at the Opera, Quadrophenia или Fragile (список продолжите сами).

"Аргус", конечно, не лучший в этом ряду, но он один из первых по времени выхода и своё место в ряду занимает по праву.

Давайте послушаем и вы со мной согласитесь (или плюнете на середине и хлопнете дверью, всяко бывало))

1. TIME WAS

 

"Было время"

Композиция состоящая из двух стилистически разных музыкальных частей. На концертах они часто исполнялись, как две независимые друг от друга песни.
Первая часть - меланхоличный фолк. Вокальные гармонии на два голоса (Тед и Мартин Тёрнеры) в сопровождении мягкого акустического перебора Теда.

3х минутная интродукция довольно резко переходит в контрастирующий с первой частью 6-минутный энергичный хард, завершающийся ярким гитарным соло.
 Энди Пауэлл позже признался, что WA находились под большим впечатлением от музыки The Who, суппортерами которых они были на множестве концертов. Вторая часть Time Was - один из примеров того, как проявлялось влияние the Who относительно исполнения Эшей скоростного хард-рока. Отдельно я бы обратил внимание на работу ритм-секции, в этом плане.

"Пит Таунсенд определил мою манеру"

(Энди Пауэлл).

2. SOMETIME WORLD

"Когда-нибудь мир"

Здесь использован тот же композиционный приём, что и в предыдущем треке - 2е части, разные по темпу и настроению.
1я часть - красивая баллада, в которой вокал Мартина - это один из лучших vocal performing в его карьере.
Гитарное сопровождение вокала и медленное, слегка отстранённое соло исполнены Тедом Тёрнером. Мелодия первой части - одна из красивейших в сонгбуке Wishbone Ash, на мой взгляд.

2я часть - скоростной гитарный ритм Теда, в сочетании с восхитительной басовой партией Мартина Тёрнера (одна из лучших в роке 70х, я считаю) + сопровождение басовой линии вокальным дуэтом Мартина и Энди в неожиданном формате "scat singing".

В финале, как разумеющееся само-собой, быстрокрылое гитарное соло Энди Пауэлла.

На "Аргусе" почти каждый трэк оснащён таким музыкальным аксессуаром. Именно этот альбом закрепит за Энди славу одного из лучших соло-гитаристов Британии.
Трудно здесь удержаться от восторженных эпитетов в адрес гитарного соло, однако я старался. А у вас получилось от них удержаться?)

3. BLOWIN' FREE


Одна из самых "раскрученных" (если это слово вообще применимо к WA) песен группы. Обязательный концертный номер. Можно даже сказать - "визитная карточка".
По форме - обычный средне-темповый буги, подкрашенный фолковым колоритом (Тед Тёрнер здесь дебютирует в качестве слайд-гитариста). Вокал старательно разложен на три голоса.

Текст BF был написан Мартином, когда он ещё играл в составе the EMPTY VESSELS. Именно тогда он встретил на одном из концертов юную шведку и это про её волосы написана строка - "Her hair was golden brown (yes it was) / Blowin' free like a cornfield... ", давшая название песни. И никаких скабрезных эвфемизмов, господа! Знатокам вульгарного инглиш вульгарного инглиш-слэнга - молчать! :)
Мартин был влюблён в юную шведочку самым романтическим образом:

"Её звали Аннелина Вердстрём (Anneline Werdstrom), она была родом из Гётеборга. На тот концерт пришли 200 молоденьких шведок (на каникулы приехали)... Ндаа... 200 молоденьких блондинок из Швеции в наличии и мы - три пацана!!
Она стояла прямо напротив меня, у самой сцены. Юная влюбчивая натура, свежий воздух и всё такое.
Припев песни - You can only try (ты можешь всего-лишь попробовать) - это ответ, который она мне дала после того, как "всё уже случилось"!
Я встретил её через несколько лет в Лондоне. Она ни капли не изменилась",- такова история этой песни, рассказанная самим Мартином Тёрнером.

 Песня открывается самым известным риффом WA. Энди Пауэлл придумал этот рифф в процессе совместного музицирования со своим старым другом Миком Грумом (Mick Groome - позже участник группы Ducks De Luxe) в 1971г.
Как вспоминает Пауэлл:
"Мы пробовали разные комбинации аккордов - копировали, импровизировали на темы песен Beatles и Who. По-моему одна из комбинаций была основана на песне See Me Feel Me (the Who). Так появился этот рифф в Blowin' Free.
А средняя часть песни написана под влиянием "Children of the Future" (Steve Miller Band - 1967, Пауэлл в своё время пытался уговорить остальных Эшей сделать на неё кавер).

По воспоминаниям того же Пауэлла: песня сложилась из разных частей в единое целое во время саундчека в знаменитом клубе Whiskey-a-Go-Go на Голливудском Бульваре Лос Анжелеса, в 1971г.

Эта, собранная по частям, песня оказалась впоследствии и самой разворованной, по иронии судьбы, а может быть, согласно замысловатой логике вдохновения.
Самый очевидный пример "заимствования" из Blowin' Free - песня Стили Дэн "Reeling in the Years" (альбом Can't Buy A Thrill, 1972), в середине которой звучит гитарная гармония, снятая один в один с концовки Blowin' Free.

Ещё один пример заимствования - сдвоенный брейк солирующих гитар в песне Тин Лиззи "The Boys Are Back in Town", он тоже "навеян музыкой" Blowin' Free, судя по всему.

4. NO EASY ROAD

НЕЛЁГКАЯ ДОРОГА

В том варианте альбома, который есть у меня, следующим за BF идёт этот бонус.
Забойный рокешник с отвязными клавишными и неожиданно крепким вокалом. Особенно хороша подпевка - It ain't easy / It ain't easy / It ain't easy!.
В оригинале "Аргуса" этого трека нет, а он то, как раз, убедительно свидетельствует, что "чистый" хард - рок в исполнении Эшей звучит отменно и, пойди они этим путём напрямки, многим пришлось бы подвинуться с разъезженной hard road в сторонку, уступая лыжню WA.
Текст (вполне подходящий для такого стиля ) - о "тяжкой судьбе" звезды рок-н-ролла:
"рок -н- ролл мотает меня,
куда несёт не знаю сам.
Города мелькают один за другим ...
Смотри - я часть этого цирка,
Смотри - я затмил всех,
Но нет здесь лёгкой дороги
Нет здесь лёгких денег...
Купи меня,
Продай меня.
Сам удивляюсь -
что нас носит по всему миру?
Не подведи меня и я не подведу тебя
- это мы уже начали понимать"

(перевод - Driver Pete)

Чем не гимн?

5. THE KING WILL COME

КОРОЛЬ ПРИДЁТ
Если Blowin' Free - визитная карточка, то TKWC - наверное, самая впечатляющая и амбициозная их музыкальная работа.
 Вспоминаю 1987 год, концерт в "Юбилейном". Как я замер, услышав приближающиеся издалека гитарные аккорды и увидел утопающего в подсвеченном дыму, одинокую фигуру гитариста на сцене. Впечатляющий был момент, поверьте, если сами там не были. Этакий дерзновенный герой-одиночка с Gibson Flying V в руках.
 В студии Энди Пауэлл, кстати, предпочитал "Fender Telecaster 1955". Так отзываясь об этой модели:

"Гитара - зверь, и чем жестче ты с ней, тем больше от нее отдача".

Дробь малого барабана и, наполняющий музыку живой плотью, бас Мартина Тёрнера по очереди присоединяются к гитаристу.

Здесь, я считаю, уместно будет отметить, что Мартин Тёрнер всегда был поклонником Джона Энтуистла и играл в его манере - мелодично и ярко, иногда солируя не хуже участников прославленной гитарной двойки, умело пользуясь медиатором.


Поверх ритм-секции постепенно пробивается и гитара Теда Тёрнера примоченная wah - wah эффектом.
 Красивую мелодию поют дуэтом Мартин и Энди (одна из лучших вокальных гармоний в их исполнении).
В песне поётся ни про какого-то там "сказочного короля", ни про толкиновского Арагорна, как многие наивно полагают, а (ни много, ни мало!) о пришествии Мессии: Царь Небесный явится под трубный зов и раскаты грома. Одним он принесёт спасение, другим - наказание. Судный День грядет.

"Читай слова пророчества
Начертанные на скрижали в его руке.
Откровение ли это Божье
или всего-лишь знак на песке?"

(перевод - Driver Pete)

Музыкальная фабула ударной части TKWC интересна мне, в первую очередь, увлекательной перекличкой квакающего фуза Теда с лавирующей между главным риффом и соло гитарой Энди.

6. LEAF AND STREAM

ЛИСТИК НА ВЕТРУ

Моя любимая песня на этом альбоме да, пожалуй, что и вообще у Вишбон Эш.
 Красивая фолк-баллада, единственный текст альбома (на мой взгляд - лучший), который написал не Мартин Тёрнер, а барабанщик Стив Аптон.


Кстати, попробуйте расслышать в этой песне барабаны ... Барабанов неслышно, зато какой сдержанно элегантный бас в сочетании с фолковым перебором! Оцените и изящное гитарное соло украсило эту музыкальную виньетку. Я заслушался в тысячный раз)
"Листиком" Мартин убедительно подтверждает, что баллады он поёт безупречно - по-актёрски драматично, с убедительным чувством, уверенно выпевая от начала до конца. Там, где не требовалось драть глотку, Мартин вполне справлялся с ролью ведущего певца WA.

7. WARRIOR

ВОИН

"Воин" предваряется довольно длинным инструментальным вступлением (как всегда, впечатляющая гитарная работа).
Вот что говорили о ней её создатели:

"Лирика альбома посвящена в основном времени и взаимоотношениям человека и времени. Борьбе с ним. Воин - символическая фигура классического образца. Он во-многом, как и весь альбом, вдохновлён историческими мотивами, но эти ситуации вполне подходят к любому времени, в том числе и к современности"

(Мартин Тернер)

"В наши дни вы можете сказать, что "Воин" - песня о борьбе за права человека и это не будет большой натяжкой... Песня была задумана как финальный номер для живых выступлений, где в конце на полную мощь должен звучать весь ансамбль".

(Энди Пауэлл)

 

8. TROUGH DOWN THE SWORDS

СКЛОНИТЕ МЕЧИ

"Мечи" связаны с предыдущим трэком музыкально и идеологически. На концертах WA часто исполняли обе песни как единую композицию.
Снова всё начинается с приближающегося издалека гитарного перебора, напоминающего интро TKWC. Барабанные перекаты и вокал торжественны, как и подобает пафосу "антивоенного гимна".
 То была эпоха романтического рок-пацифизма, и Эш не остались в стороне. TDTS - это финальный манифест и идейный стержень альбома.

В конце песни опять звучит фирменное сдвоенное соло гитаристов. Украшением композиции стал орган Джона Таута (John Tout) из группы Renaissance, с которой Ash были дружны и часто выступали вместе.
Позже Энди Пауэлл вернёт друзьям из Ренессанса должок - сыграет соло на титульном трэке альбома, с подходящим названием "Ashes Are Burning" (мой любимый у них).

***

Таков "Argus" - один из классических альбомов рока 70-х. Я уверен, что он переживёт многие громкие названия и платиновые пустышки. Музыка - вещь хранящаяся долго и умеющая ждать. Ведь "Аргус" - это уникальная по мелодике и композиции музыка. Внешние эффекты устаревают, а суть музыки остаётся. В этом залог моей уверенности относительно долговечности интереса к лучшему альбому Эшей со стороны интересующихся серьёзной музыкой меломанов.

"А" вошёл в пятёрку альбомного чарта Британии (высшее достижение в истории WA) и отметился в чартах по ту сторону Атлантики.
В Мелоди Мейкер так отозвались о гитарной работе Энди и Теда:

"... они как рука и перчатка"

Но журнал не забыл посетовать относительно слабости вокала, и это станет дежурным замечанием в адрес группы.
 Читатели журнала своим голосованием назвали Эшей "лучшей новой группой 1972".
 Аргус был единодушно признан и Мелоди Мейкер, и Саундз "лучшим альбомом года". А теперь вспомните - в какой конкуренции им достался этот титул. 1972 год в рок-музыке это вам не 2002!
 Таким образом Эшам были созданы все возможности для прорыва на самый верх, но... следующий альбом стал уступкой массовому вкусу и был встречен прохладно. Массы не оценили "уступок", рок-фаны предпочли "триумвират", а критика, как водится, с радостью накинулась на новую жертву, бывшую ещё недавно её кумиром. Sic transit ... как говорится.

В дальнейшем WA запишут ещё несколько великолепных альбомов, но момент был упущен и они остались группой "второго эшелона", в вечной тени LZ/DP/BS, где-то рядом с Uriah Heep, Budgie и Bad Co. Я говорю сейчас не о музыкальном значении (они для меня - самая рафинированная группа из всего этого ряда), а о месте в условной "иерархии хард - рока".
 В наши дни о них, чаще всего, вспоминают, когда пишут о гитарных двойках других групп или углядят замес из харда и фолка в работе новомодных героев. Вспоминают иногда и то, что они, одними из первых, ввели весь этот рыцарский антураж в "тяжёлую" моду (самая сомнительная, на мой вкус, заслуга WA).
 Поэтому и пришло мне на ум название диска другого легендарного, но почти забытого нынче человека - "Я устал быть строчкой в рецензиях на чужие альбомы" (Alexis Korner "I'm Tired of Being in Everyone Else's Review").

Много чего хотелось бы добавить, многое я мог бы ещё рассказать о Вишбон Эш, но и так уже накатал телегу, сопоставимую по длине и проникновенности с коллективной жалобой пациентов на главврача психбольницы.

Для тех, кто дочитал до этого места - информационный бонус: разберёмся с названиями, а то я какой только ерунды по этому поводу не слышал!
Вот как выбирали название:

"Нам хотелось, чтобы имя не привязывало группу к какому-то одному жанру. Майлз (Коупленд - менеджер группы и, по совместительству, брат барабанщика Police) предложил нам множество вариантов, от Third World War до Jesus Duck (Ха-ха! Хорошо хоть не fuck!)…
В конце концов, остался список на двух листах. На одном из них нам понравилось слово "wishbone", а с другого решили взять "ash". Нам показалось, что комбинация звучит интригующе".
(Энди Пауэлл)

Поясняю: "wishbone" - косточки из птичьей грудки, которые, согласно английскому поверью, надо разорвать между двумя людьми (типа перетягивания каната) и тот, кому достанется большая часть, загадывает желание.
"Ash" - зола , пепел, останки, прах и т.п.
 В итоге получаем "птичьи останки", но по смыслу, скорее, - "пепел несбывшихся желаний". Слегка профетическое название, учитывая биографию группы, кстати.

Справка по поводу Аргуса:

Аргос (греч.), Аргус (лат. Argus) - в греческой мифологии -
великан, сын Геи. Тело А. было испещрено бесчисленным множеством глаз (по разным версиям - от ста до четырех), причём, спать одновременно могли только два глаза.
Гера приставила неусыпного А. стражем к Ио, возлюбленной Зевса, превращённой в корову. По приказу Зевса, не вынесшего страданий Ио, А. был убит Гермесом, предварительно усыпившим его игрою на свирели и рассказом о любви Пана к наяде Сиринге.
Гера перенесла глаза А. на оперение павлина. Архаический образ А. переплетается с представлениями об А.- сыне Зевса и Ниобы, эпониме города Аргоса в Пелопоннесе и основателе земледелия, а также с А.- правнуком предыдущего и освободителем людей от чудовищ (бык в Аркадии, эхидна); этот А.- переходная фигура от архаики к героизму, в дальнейшем - персонификация звёздного неба.

Всё. Стрельбу закончил, боеприпасы израсходованы полностью.

Driver Pete, 2005

 
 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »