VARIOUS ARTISTS / "Blues on Blonde on Blonde (2002)

VARIOUS ARTISTS

BLUES ON BLONDE ON BLONDE

(2002)

В конце 90х заменитый лейбл Telarc, любимый многими аудиофилами и известный в основном поклонникам джаза, начал активную компанию по "скупке и подписке" блюзовых исполнителей.
Telarc пополнял свою кагорту как заслуженными блюзовыми триариями *, так и теми, кого принято называть "перспективными" и "подающими большие надежды". Таким образом, на пороге миллениума, студия звукозаписи Telarc стала одним из главных поставщиков блюзовой продукции, по ходу дела изрядно опустошив "конюшню" знаменитого Аллигатора **.
В начале нового тысячелетия хозяева лейбла затеяли грандиозное мероприятие, которое должно было стать праздником для поклонников жанра и одновременно представить во всей красе "товар лицом". Идея была проста и гениальна (хотя бы с точки зрения маркетинга) - записать в блюзовой интерпретации знаменитые рок - альбомы, выявить и высветить, так сказать, их блюзовую сущность.
Выбор альбомов был сделан по небанальному принципу - лучшие в истории рока двойные альбомы. Видимо, так было проще снабдить достойным материалом своих свежеприобретённых "перебежчиков", но это всего-лишь - моя догадка.
Первой жертвой блюзового наезда стал, естественно, "Белый Альбом" (сами понимаете кого). В 2001м вышел "THE BLUE WHITE ALBUM", потом пришла очередь дилановского "BLONDE ON BLONDE", о котором здесь и пойдёт речь (по той простой причине, что я его только что переслушал).
Итак "BLONDE ON BLONDE" Боба Дилана. Веха в истории рока. Именно этот альбом показал в 1966м "электрического" Циммермана, окончательно превратившегося из фолксингера в рокера (к ужасу многих своих поклонников и негодованию соратников по "Movement"***, которые никогда ему не простили эту метаморфозу).
Волшебное превращение фолкового аиста в рок - калифа (далеко не на час) ознаменовалось выходом двойного альбома. И не просто альбома, а серьёзнейшей работы - два пласта винила под завязку набитые потрясающими текстами и интересной музыкой.
На этом свой экскурс в историю я закончу. "Блондинки" достойны обстоятельного разговора, я лишь немного напомнил о них.
Блюзовые корни альбома были достаточны очевидны и, взявшимся за работу над его "перековкой", ребятам было легче, чем с Битлами.
Замолвлю пару слов об "основной" группе музыкантов (т.н. - "home band"), сделавших почти всю инструментальную работу (из 12 треков они не участвовали в создании лишь 3х).
Это: ритм - секция легендарных DOUBLE TROUBLE Стиви Рея Вона (Stevie Ray Vaughan) - басист Томми Шаннон (Tommy Shannon) и барабанщик Крис Лейтон (Chris Layton). После гибели своего патрона они стали кем-то типа блюзовых "двое из ларца", записываясь на десятках релизов, играя с бесчисленным множеством исполнителей (даже список приводить не стану - слишком длинный) и превратились в итоге в машину блюзовых клише. Меня, к примеру, они стали уже слегка раздражать своим "фигаризмом" (сорри, за неологизм, но "севильский парикмахер" пришёл на ум сам собой).
Нигде и никогда больше я не слышал у них такой игры, как на альбомах SRV. Напротив, чем дальше - тем скучнее. В профессионализме им, конечно, не откажешь, но не более.
Однако, профессионалов в этом деле и без них достаточно, а эта парочка Shannon/Layton стала в итоге очередным модным брэндом.
А вот присутствие на альбоме Брайана Штольца (Brian Stoltz) пошло ему (альбому) на пользу. Штольц выполнил ту работу, которую в оригинале сделал легендарный Робби Робертсон (Robbie Robertson), придав пластинке гитарный шарм и мелодичность, где-то украсив изящными соло, где-то - поддержав основного гитариста (их в проекте участвовало не мало) аккуратными аккордами - ответами или усилив ритм-секцию элегантным фанком.
Штольц - гитарист отменный, он обладает джазовой техникой и уважением к солисту (тоже джазовым), он - виртуоз, но не самовлюблённый павлин, а уверенный в себе мастер. И, что не маловажно, Брайан Штольц имел опыт работы с самим Диланом (единственный из всех участников проекта).
На этом присказке конец. Слушаем альбом...

RAINY DAY WOMAN # 12 & 35 (Brian Stoltz)

- Честь открыть альбом взял на себя сам Штольц. Понимая, что эта "честь" несёт в себе и не малую ответсвенность, БШ не стал изгаляться над оригиналом, исполнив песню в близком к дилановскому варианте (лишь слегка замедлив темп для пущей "блюзовости"). Даже фирменную дилановскую гнусавость скопировал, по мере сил.
Тем не менее, получилось несколько академично, возможно потому, что прихлопы в ладоши и знаменитый нестройный хор укуренных хиппанов (everybody must get stoned!) звучат не так оттяжно и слегка приглушённо, отчего их роль в настроении песни (очень важный момент, в данном случае) поблекла. В итоге исчез бравурный пофигизм оригинала.
Однако, гитара звучит здорово - с фанкующим ритмом (Штольца называют королём Ново-орлеанской фанк - гитары) и квакающим соло БШ справился на 5 баллов.

MUST LIKELY YOU GO YOUR WAY I GO MINE (Sue Foley)

- Симпатичная канадская гитаристка Сью Фоули в свои (не юные уже) годы всё ещё ходит в "подающих надежды", несмотря на блюзовые премии (выдвигалась даже на авторитетную W.C.Handy Award, первой из "страны кленового листа") и культовый статус на родине.
Впрочем, для блюза это в порядке вещей. Для настоящего блюзмена 40 лет - подростковый возраст. Они вызревают долго.
Об исполнении и сказать особо нечего. Милая, старательно сделанная копия, разве что - женский вокал звучит более сексуально.
Отмечу лишь, что СФ обошлась без ритмачей из Double Trouble, задействовав на записи собственную группу.

LEOPARD - SKIN PILL - BOX HAT (Walter Trout)

- Уолтер Траут - "птенец гитарного гнезда" великого Джона Мейолла (John Mayall), выпорхнувший на вольные хлеба по примеру многих своих предшественников в Bluesbreakers (имена все знают, перечислять лишний раз не стоит, наверное).
УТ пошёл естественным для себя путём - утяжелил рифф, завернул мощное соло и получил желаемый эффект. Теперь хоть в сольный концертный репертуар вставляй - звучит органично для его манеры, да и "Блюзбрейкерам" Мейолла вполне подошла бы, только гармошечку вписать.
Но... песня то полна дилановского юмора и сарказама, хард - блюзовая стилистика ей не очень идёт по сути. Попробую перевести текст, чтобы меня поняли:

Так - так, я вижу ты купила новую шляпу - таблетку из шкуры леопарда
Ну -ну, скажи ка мне, бэби,
Каково тебе под этой штуковиной на голове?
Под этой шляпой - таблеткой из леопарда

Да, ты в ней - красотка,
Милая, а можно я на ней попрыгаю?
Просто хочу проверить - стоит ли она этих денег.
Знаешь, она болтается на твоей головке
Как матрас на горлышке винной бутылки
Твоя новая шляпа из леопарда

Так вот, милая, если ты хочешь увидеть, как солнце восходит
Я знаю местечко, где мы можем укрыться и посмотреть.
Вдвоём будем мы сидеть и любоваться
Моя голова повязана лентой, рядом ты
В своей свежекупленной шляпе - таблетке.

Кстати, я спрашивал у врача - не вредят ли
Встречи со мной твоему здоровью, он сказал
"Да, вредят", но я не послушал его предписаний.
Прихожу, а вместо меня с тобой - он.
Знаешь, мне наплевать на его обман,

Но хотелось бы чтобы он снял со своей башки
Твою новую шляпу - таблетку из леопардовой шкуры

Да, я видел твоего нового бойфренда.
Знаешь, никогда не видел его раньше.
Да, я видел, как он тебя петрушил,
Ты забыла прикрыть дверь гаража.
Наверное, думаешь, что он любит тебя за твои денюшки?
Как бы не так. Я то знаю, что любит он
... Твою новую шляпу - таблетку из леопардовой шкуры

(строго не судите, я всё таки - не Боб Дилан)

В версии Траута мне представляется сварливый муж - скупердяй, отчитывающий свою легкомысленную бабу за очередную дурацкую покупку и, попутно, вспоминающий все её прегрешения, а злобная гитара своими соло, как верная шавка, подгавкивает хозяину, словно пеняя несчастной кокетке: "Дура, что мы жрать теперь будем? Сколько педигрюшек можно было купить на эти деньги!!"
Это, конечно, субъективно, но мнится мне - Дилан имел в виду совсем иной поэтический образ.
Чуть бы потоньше, не так прямолинейно, мистер Траут. В оригинале это была бесшабашная юношеская юмореска. Одного гитарного мастерства мало, нужны нюансы. Да и насчёт соло...
Послушайте, какое соло сыграл в дилановском оригинале Робби Робертсон! Там абсолютно точное попадание в разгильдяский тон юного поэта - бонвивана.
Короче, если не знать текст и не слушать оригинал - отличный блюз - роковый номер. Если знать ... решайте сами.
Я и сам двойственно отношусь к этому треку.

VISIONS OF JOHANNA (Anders Osborne)

- Голосистому шведу досталась сложнейшая задача. Песня знаменитая, одна из лучших у Дилана, неудобная для певца (почти 9 минут речетатива и лишь пара одно-минутных гитарных соло в середине и в конце на передышку). Текст сложный - один из самых загадочных и красивых у БД (и вообще в рок - музыке), его нельзя мямлить, нельзя жевать слова, нельзя делать монтаж из множества дублей, который сразу станет заметен. Вдохновение и мастерство здесь необходимы в равной степени. Сразу скажу - Озборн (не путать с Оззи ) справился.
Заслужив моё уважение и интерес ещё своей работой на The BLUE WHITE ALBUM (исполнил ленноновскую Happiness is a Warm Gun), Андерс заставил меня искать его собственные альбомы. Зацепил )

PLEDGING MY TIME (Duke Robillard)

- Пожалуй, самый известный из участников проекта. Элегантный, как всегда, с безупречной гитарной артикуляцией и вкусом, Дюк Робиллард, в своей педантичной манере, исполнил классический средне - темповый блюз.
"Герцог" словно аккуратно обтёр песню бархоткой своих гитарных соло, чтобы она засверкала чистыми блюзовыми гранями, украшенная богатой клавишной оправой (Matt McCabe).
Качающий ритм Шэннона и Лейтона заслуживает искренней похвалы. Что хорошо, то хорошо.
Конечно, песня звучит несколько стандартно и заученно, но уж таков Робиллард. Он всё и всегда делает обстоятельно и качественно, однако порой остаётся ощущение ... холодности что ли. Аристократ.

(это я решил быть построже к одному из своих любимцев).

JUST LIKE A WOMAN (Eric Bibb)

- Возможно, самая "ковыряемая" песня у Дилана****. Её трогательный романтизм даёт шанс развернуться хорошему певцу.
Эрик Бибб - певец отличный. Один из лучших сейчас в Америке. Он и развернулся на славу, спел от души.
Мягкий фолк гитарного перебора отлично сочетается с красивым голосом и меланхоличностью исполнения.
Хрупкий мотив медленно увядает... опадает, как осенний лист, к середине песни.
Но на 3й минуте вступил роскошный (12 - струнный Рикенбакер) бас Ричарда Стадхолма (Richard Studholme) и он словно вдохнул новую жизнь в мелодию, воскресил её, расставляя акценты и вплетая свои певучие фразы в гитарные соло.
В финале - изящный джем инструменталистов (гитара, 12 струнный бас, гармоника и даже неожиданное банджо). Томный печальный выдох Эрика Бибба "Yeahhhhh" завершает всю эту красоту.
Красиво. Иначе и быть не могло у такого музыканта с такой песней. JLAW звучит (как это всегда с ней случалось:)) лучше, чем в оригинале.
Бибб тоже обошёлся без Штольца, Шаннона и Лейтона.

STUCK INSIDE OF MOBILE WITH THE MEMPHIS BLUES AGAIN (Joe Louis Walker)

- JLW - ещё одна блюзовая знаменитость, ещё один мой любимец и одно из самых "удачных приобретений" Теларка. Задача ему досталась такая же трудная, как и Андерсу Озборну. Снова почти 9-минутная песня, созданная по той же схеме, что и "Visions of Johanna" - около 7и минут сложного и красивого текста, который требует к себе бережного отношения и 2 гитарных соло длиной в минуту.
Дж.Л.Вокер также справился с блеском, возможно, даже лучше, чем Озборн. Он не такой яркий вокалист, как АО (хотя это - дело вкуса), но спел достойно, а в гитарных делах Джо Луис - большой мастер, не виртуоз уровня тех же Штольца или Робилларда, но его соло всегда мелодичны, изящны и грамотно вписаны в музыкальную структуру исполняемой вещи.
Всё это, в полной мере, относится и к данному треку. Надо отметить и уверенную работу Штольца в гитарном дуэте с Вокером - он выполнил роль "второго номера", уплотнив саунд ритм - гитарой и сделав удобную подкладку для солиста.
Этот кавер - одна из главных удач альбома.

OBVIOUSLY 5 BELIEVERS (Sean Costello)

- Шон Костелло сделал самый "рокерский" номер этого альбома. Ускоренный темп, танцевальный бит (отдельный респект барабанщику Крису Лейтону), придающий "рокерскую" окраску рифф, резкие гитарные соло и грубоватый вокал.
Очень, я бы сказал, нужный трек для альбома, полного многословных речетативов.
O5B оживляет общую картину и будит, уже приспнувших было, слушателей .

ONE OF US MUST KNOW (SOONER OR LATER) (Clarence Bucaro)

- Моё мнение - это лучший трек всего альбома. Самое неожиданное решение (точнее - единственное нежиданное на всём альбоме). Самое красивое и... самое короткое (4:02), что в данном случае тоже явилось плюсом.
Clarence Bucarо записал песню, словно случайно попавшую сюда из 20-30х годов прошлого века. Салонный джаз, точнее даже - медленный регтайм. Полностью акустический номер. Вокал отлично стилизован под ретро и сопровождается шикарным кларнетом (регтаймовость идёт от него), мягкий акустический бас и вальяжные, с обаятельной ленцой, гитарные аккорды - вот и весь набор использованных средств.
Шаннон, Лейтон и Штольц опять получили возможность перекурить, их услуги не понадобились.
Результат - полная и безоговорочная победа. Песня звучит душевно, стильно и очень естесственно.
Имя исполнителя до того, как я приобрёл этот компакт, мне не говорило абсолютно ничего, но тем приятнее был удивлён и обрадован его появлению на моём музыкальном горизонте.
Стал искать о нём инфу и узнал: парню чуть за 20, любит Van Morrison, Nina Simone, Miles Davis, Curtis Mayfield, Bob Dylan (чему я уже не был удивлён, все перечисленные, входят в число и моих фаворитов), всерьёз интересуется историей джаза, фолка и блюза. Начитавшись Керуака, Кларенс путешествовал автостопом по Аппалачам (от Джорджии до Мейна) и в дороге сочинял песни для своего первого альбома ("SWEET CORN"), который записал в 2001м году на смехотворные деньги всего за 4 дня на инди лейбле Burnside Records. Продюсировал альбом "SWEET CORN" никто иной, как - Андерс Озборн.
Эта "перспективная и восходящая" покупка Telarc явно имеет интересное будущее, жаль, что его альбом я пока найти никак не могу.
Забавная деталь - в процессе поиска информации о Кларенсе первая же ссылка на рецензию выдала мне милого критика (американца, меж прочим), который уверенно сообщил, что КБ - женщина .

TEMPORARY LIKE ACHILLES (Deborah Coleman)

- Одно из самых известных и раскрученных имён в проекте. Дебора Коулман считается чуть ли не флагманом своего поколения - любимица критики и публики (что редко совпадает, согласитесь).
ДК (поклонница Лед Зеппелин, Крим и Джеффа Бека), неожиданно для меня, тоже решила сделать приджазованную версию дилановского "Временного Ахиллеса", но вышло всё с точностью до наоборот, если сравнивать с предыдущим треком - Дебора подошла к "вопросу" как-то формально, попыталась "выехать на классе", но материал не тот, на нём за счёт школы не выедешь. Получилось вяло и скучно, не вытягивают песню даже эффектные клавишные (David Torcanowsky - piano and B3).
Жаль. Певица и гитаристка (с целым Хендриксом сравнивают порой, о как!), на самом деле, хорошая и эта неудача меня удивила. Я ждал более тяжёлого саунда и страстного вокала, а вышло... то, что вышло... обратно уже не запихнёшь.

I WANT YOU (Cyril Neville)

- Cyril Neville - представитель знаменитого семейства Невиллов***** - взялся за мою любимую песню на всём альбоме "BLONDE ON BLONDE". И это, на мой взгляд, типичный случай неудачного выбора песни и непопадания в неё исполнителя.
У Боба Дилана IWY это наивный юношеский протест, где молодая и горячая (даже плотская - "I Want You") любовь противопоставлена серой обыденнсти и лицемерию будней.
В оригинале песня звучит очень свежо и ярко, контрастируя с остальным материалом, построенным в основном на дилановской меланхолии и сюрреализме. Этакий музыкальный оазис для уставших от сложностей дилановской поэзии.
У Невилла I WANT YOU стала рядовой соул-балладой (темп он, само собой, замедлил), исполненной не пламенеющим юношей - бунтарём и поэтом, а пожилым, страдающим негром - женолюбом, правда, с отличным вокалом, но в любви это не главное, а "главное" куда-то исчезло.
Другого от Сирила трудно было ожидать и, наверняка, в другой песне это могло бы быть уместно. Но не в этой.
Впрочем, на этот раз клавиши (всё тот же David Torcanowsky - piano and B3, а по тексту Дилана - "The lonely organ grinder cries") вытягивают песню на достойный музыкальный уровень.

ABSOLUTELY SWEET MARY (C.J. Chenier)

- Главная звезда стиля zydeco - CJC в своём творчестве давно и не без успеха пытается "скрестить" зайдеко с блюзом.
Он исполнил симпатичный финальный номер проекта. Хрипловатый тембр голоса и неизменный аккордеон вносят обаятельную разухабистость подвыпившего работяги, взбодрив пряным ароматом Луизианы всю эту затею с "заблюзовыванием" дилановской классики.

В общем и целом, альбом получился хороший. Конечно, у БД все вещи объеденины художественной концепцией и саундом, а это - набор сольных номеров разноплановых артистов. Но это - закон жанра @tribute@, его только так и нужно воспринимать - сборник реверансов или "групповой портрет на фоне Пушкина".
"Товар лицом" Теларк показал, товар, безусловно, добротный и качественный. Любителей блюза и Боба Дилана порадовал (в большей или меньшей степени, если не заниматься нудными придирками). "Блюзовость" БД выявил (а Бобаня и не скрывал своих корней никогда).
 Есть очень удачные версии, на мой вкус это - JUST LIKE A WOMAN (Eric Bibb) STUCK INSIDE OF MOBILE WITH THE MEMPHIS BLUES AGAIN (Joe Louis Walker),

OBVIOUSLY 5 BELIEVERS (Sean Costello) и особенно, явившийся приятным открытием - ONE OF US MUST KNOW (SOONER OR LATER) (Clarence Bucaro).

 Для подобной затеи вполне приемлимый результат.
Поклонникам Боба Дилана - иметь в обязательном порядке, блюзоманам - иметь желательно (далеко не все треки являются собственно блюзом), остальным - "факультативно".

P.S. Студия Telarc, видимо, тоже осталась довольна результатом и продолжила серию блюзовым "ковырянием" в классическом двойнике Роллинг Стоунз "Exile on Main St." (там особо и утруждаться поисками корней не было нужды, они явно лежали на поверхности, слегка прикопанные рок - лопатой), а также выпустили джазовую адаптацию И.С. Баха (The Best of Bach) и реанимировали силами своих блюзовых звёзд наследие легендарного Чарли Паттона (Down The Dirt Road).


Примечания и пояснения к тексту:

* ТРИАРИЙ -
(лат . triarii, от tres - три) "воины тяжелой пехоты в составе римского легиона в 4 - нач. 2 вв. до н. э., составляли 3-ю линию в боевом порядке (отсюда название), в бой вводились в решающий момент."
Уточняю от себя - Римские манипулы состояли из трёх темпов атаки (гастаты, принципы, триарии), в последнем и решающем строю стояли триарии, т.е. самые опытные и хладнокровные бойцы, которых старались беречь и запускали в дело только в крайнем случае (своего рода - античный аналог наполеоновской гвардии).
В переносном смысле - опытнейшие и самые умелые специалисты.

** АЛЛИГАТОР -
имеется в виду, конечно, знаменитый блюзовый лейбл Alligator.

*** "Movement" -
объединение фолксингеров (Phil Ochs, Joan Baez, Tom Paxton, Eric Andersen и др.), базировавшееся в Гринвич Вилледж, проповедовавшее левые взгляды и исполнение глубоко политизированных песен протеста.
Лидером "Movement" в начале 60х являлся Боб Дилан. Разрыв с "Движением" - важная веха в его биографии и тема особого разговора.

**** Возможно, самая "ковыряемая" песня у Дилана -
для интересующихся привожу далеко не полный список исполнителей кавер - версий "Just Like A Woman":
Hollies (1966), Joe Cocker (1969), John Lee Hooker (1971), Jon Bon Jovi (1994), Judy Collins (1993), Manfred Mann (1966), Mike Batt Orchestra (1972), New Edition (1976), Nina Simone (1967), Phil Carmen (1996), Richie Havens (1967), Rick Nelson (1997), Roberta Flack (1972), Rod Stewart (1981), Steve Howe (1999), The Byrds (1971), Wolfgang Niedecken "Als ob se'n Frau wuhr" (1995 на нем.языке), Serge Kerval "Comme une vraie femme" (1971 на франц. языке), David "Fathhead" Newman, Geordie, Helen Schneider (1979)...

***** Семейство Невиллов -
имеется в виду знаменитая американская группа Neville Brothers (самый знаменитый альбом - "Yellow Moon") и её нисходящие. C "семейством Невиллов", кстати, много сотрдуничал Brian Stoltz.

Driver Pete, 2006

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »