URIAH HEEP / "Salisbury" (1971)

Солсбери ... как много в этом звуке

URIAH HEEP

Salisbury

 

1971

BIRD OF PREY ((Box/Byron/Hensley/Newton)

- Начнём с того, что в американском издании альбома этой песни просто не было. ЮХ открывали ей свои живые выступления, она вышла на сингле, но в альбом её включили позже. Открывался он HIGH PRIESTESS, а первым треком второй стороны был SIMON THE BULLET FREAK (антивоенный блюз Хенсли).
 Резонных объяснений этому я найти не могу, т.к. песня - своего рода совершенство, хрестоматийный пример уникальных фальцетных гармоний юриков и одна из лучших песен всего каталога ЮХ.
 BOP - вершина вокального мастерства Дэвида Байрона. Потрясающий многоярусный хор, аналог которому в роке найти трудно, а, по тем временам, просто невозможно!
 Каскад высоченных нот. Этим нокаутирующим ударом вокалист ЮХ поставил себя в один ряд с Плантом и Гилланом, ничуть не уступая им (как минимум) ни в мастерстве, ни в мощи.
Зачарованный вокалом слушатель забывает даже о некоторой банальности основного рифа. Хиповское хоровое пение захватывает, как "хищная птица" и околдовывает навсегда.
Нескоро появится у ЮХ серьёзный конкурент по части хоров в лице QUEEN, которые научились у Хип многому, также, как и Yes, да и любая группа с тяжёлым звуком, выстраивающая сложные вокальные гармонии.
 Но ЮХ были,наверное, первыми, у кого звучал такой мощный распев в сочетании с хард-роковым сопровождением.

 В песне использована и ещё одна формула, ставшая важным элементом их музыки - "riff-stop-riff" (справедливости ради надо заметить, что ЮХ впервые успешно применили этот прием в GYPSY на дебютном альбоме).
 Конечно, не Хипы это придумали, каждый второй чикагский блюз содержал в себе этот приём ещё в 40 - 50-х (вспомните классический пример - Hoochie Coochie Man). Именно оттуда, из Чикаго, ЮХ взяли его на постоянное вооружение, как эффектнейший эмоциональный удар, и утяжелили до уровня монументальных артиллерийских залпов, чередующихся зловещими паузами ... а иногда и не зловещими вовсе :)

Но в случае с "Хищной птицей" слово "зловещий" вполне подходит.

"ХИЩНАЯ ПТИЦА"
Вижу во взгляде твоём: "Берегись!
Попробуй приблизиться, если посмеешь!"
Ладно, присяду - играем в гляделки
Знаю, на время и ты затаишься
Лети прочь!

Выслеживаешь, как орлица на дереве
И хватаешь, как хищная птица
Но я старше тебя и мудрей
Хищная птица, ты влетела прямо в меня.

Теперь, каждый раз, когда отпускаю её на волю
Она прилетает обратно
Но, если пойму, что не хочет остаться
Не стану удерживать силой красивую хищную птицу.

(перевод всех текстов альбома - Driver Pete)

 В очередной раз прошу не судить строго мою попытку перевода, в ней нет никаких претензий на художественность, только желание донести информацию о содержании текста.

 Последний куплет исполняется совсем в другом ключе и с другим рифом - умиротворённо и даже самодовольно констатирует свою победу - "старый и мудрый ловец хищных птичек".
Этой песней ЮХ часто открывали свои концерты и постоянно включают её в свои "бесты".
 Кстати, ещё одно расхождение между оргинальным и современными изданиями альбома - имя Кена Хенсли появилось в числе авторов позже, на обложках ранних изданий его не было в скобках.
Мик Бокс считает, что именно на этой песне родился специфический стиль вокальных аранжировок группы:

"Мы впервые эффективно использовали ступенчатые (step) гармонии вместо однородных (block). Это стало нашим trade mark".

 Ещё один "трейд марк" Хипов - это органно-гитарный саунд, позаимствованный у американской группы VANILLA FUDGE (в этом признавались и Бокс, и Хенсли), но специфической изюминкой Хипов, при этом, стало сочетание хаммондовского саунда с гитарной квакушкой wah-wah.

Уникальная, кстати, группа VF - DEEP PURPLE, LED ZEPPELIN и BLACK SABBATH так же называют VF, как образец для подражания, в начале своей карьеры.


THE PARK (Hensley)

- Абсолютный контраст со взрывным предыдущим треком. "ПАРК" - главный мелодический бриллиант альбома и один из ярчайших в, богатой бриллиантами такого рода, диадеме ЮХ.
Мягкое сайкоделик/фолк инструментальное сопровождение, с метрономным постукиванием барабанных палочек. Печальный медленный вальс от начала до конца спет неземным фальцетом (Кен Хенсли шутливо называл такое пение не "falsetto", а - "castrato"), создающим "потустороннюю" атмосферу.
 Восходящие гармонии вокального дуэта Байрон/Хенсли - belissimo! Калейдоскопические инструментальные брейки с завораживающими паузами (джазовый "bridge" перед заключительным куплетом) - прообраз одного из фирменных приёмов YES 70х...
 Прислушайтесь и вы услышите в паузах птичьи голоса.

Почти физически чувствую присутствие в воздухе неприкаянного ангела.

"ПАРК"
Позволь мне прогуляться в одиночестве
Среди грусти и священных камней
Позволь насмотреться на мимолётность
Красоты каждого листа
Там, где всё зеленеет, питая силой
Деревья чтобы... в их тени
Мы спели счастливую песню
В окружении природных чудес

Там конь, не чувствующий боли
Железной силой натянул поводья
Дети раскачивают его туда и обратно
Сияя весёлым румянцем

Высоко в безоблачном небе
Нет и намёка на грохочущий саван
Над этим местом, наполненным радостью

Так почему же на сердце твоём тяжесть -
спросишь ты -
И слёзы омрачают радостный взор?".
Моего брата мечта прилетала сюда
Пока не умер он
на бессмысленной войне.

 Я слушаю эту песню уже 30 лет, а ощущение "мурашки по коже" возвращается при каждом прослушивании с одинаковой силой.
Неудивительно, что я, 14-летний пацан, почти не воспринимавший тогда на слух английский язык, с трудом разбирая отдельные слова и фразы, точно угадал содержание текста, прочитать который удалось лишь лет через десять.
 Для меня THE PARK - идеальный пример гармонии музыки и текста, стопроцентное попадание.

"Парк" - одна из любимых песен и самого Кена Хенсли.



"Всё началось с поэмы, которую я написал в Стэнвелл Виллидж, графство Мидлсекс... Музыку сочинил позже, на фисгармонии, которую мы нашли в красивом гамбургском доме..."
(из оригинальной аннотации к альбому, написанной Кеном Хенсли)


TIME TO LIVE (Box/Byron/Hensley) 

- Песня "Время жить" - наиболее близкая по саунду к материалу первого альбома ЮХ, самая "metalish" на диске "Солсбери".
Таранный дуэт клавишных и гитары проторил дорогу гитарному соло Бокса с любимой квакушкой. Простой риф, опять разрубленный стопами (riff-stop-riff). Высоченная фальцетная нота страстного байроновского "Yeah!.. Oh yeaaaaaah!".
Текст, написанный Байроном, резко отличается от фэнтезийно - психоделической лирики Хенсли, наполненной обычно всякими романтическими "нечто и туманна даль", "колдунами и демонами".

Простая и понятная всем в России "лагерная" история.

"ВРЕМЯ ЖИТЬ"
Дайте увидеть мне солнца свет.
Дайте почувствовать дождь.
Разрешите мне пойти туда, куда я хочу пойти.
Я хочу вдыхать аромат цветов, снова увидеть рассвет.
Найти друзей, которых знал.
Найти тех друзей.

Я 20 лет провёл в грязной камере старой тюрьмы
Не видел света дня.
Если бы ты могла понять, это - ад на земле.
Такую цену я заплатил.
Такую цену заплатил.

Они сказали, что я убил человека, но я никогда не говорил им - почему.
Можешь представить - через что пришлось пройти.
И все долгие 20 лет я думал о том парне
И о том, что он сделал с тобой.
Я видел, что он сделал с тобой.

Послушай. Когда наступит завтра - я выйду отсюда,
Стараясь справиться с этим грузом.
Но если ты улыбнёшься мне той улыбкой,
Улыбкой, которую я знал - мне больше ничего не нужно.
Я знаю, что снова поступил бы также. Да.
Опять поступил бы точно также .

 Этот образцовый "лагерный фолк" -текст сочинил Дэвид Байрон.
Но, в отличии от фальшивого "русского шансона" (и откуда взялось такое галантерейное название для блатняка?), который звучит у нас из окна каждого второго ларька, выводит из себя в тесных маршрутках и на загаженных пляжах, это не блеяния лагерного петуха, клянчащего милостыню слезливой историей о том, как его "несправедливо осудили по малолетке, а он лишь за девчонку свою вступился".
 Здесь нет нытья в музыке. Есть желание жить, любить и ни о чём не жалеть. Этот парень, за которого поёт Байрон (я бы сказал - отличная актёрская работа), плакать для подвыпивших братков не станет. Не те ребята.

LADY IN BLACK (Hensley)

- "Леди в черном"- ярчайший пример подлинной "советской народной рок-песни", сравнимый разве что с незабвенной "Шизгарой" или "Домом восходящего солнца".
Не было, наверное, ни одного двора, где местные гитаристы не терзали бы инструмент родными двумя аккордами, а хор мальчиков (отнюдь не Венский) не завывал бы, самозабвенно закатив глазыньки, душераздирающее "а- аа- ааа- ааа" в объединяющем порыве.
Количество самопальных переводов не поддаётся никакому подсчёту, от неприличных до абсурдно-сюрреалистичных.
Правда, я не знаю ни одного, хотя бы отдалённо напоминающего оригинал (как и в случае с "Домом" и "Шизгарой").



"Напоминаю - в песне всего два аккорда и в финальном хоре нет ни единого слова!"
(Кен Хенсли)

 Классика абсолютная, хит на все времена, моментально запоминающийся на всю жизнь.
Спел LIB, кстати, сам Кен Хенсли (лично, так сказать). Музыка настолько проста, что используя в записи 4 акустические гитары одновременно, на двух из них тренькали роуди (3) Юрайа Хип. Этот факт, помимо простоты гитарных партий, свидетельствует и о потрясающей атмосфере, царившей в студии. Хипы просто упивались фонтанирующими творческими идеями и, наряду со сложнейшими экспериментами, позволяли себе и подобные шалости. В хоре, поющем финальное "ааа", даже безголосый продюсер Джерри Брон попробовал себя в качестве вокалиста.

Мик Бокс вспоминает:

"Было так весело, что инженер остановил запись не в силах её продолжать - мешал истерический хохот, а к концу записи я сам натурально катался по полу от смеха".

Толчком к написанию песни стал случай, произошедший во время прибывания ЮХ в Мюнхене: однажды утром Кен выглянул в окно и увидел длинноволосую красавицу одетую в чёрное платье.


"ЛЕДИ В ЧЁРНОМ"
Она пришла ко мне однажды утром, одиноким воскресным утром,
Зимний ветер развевал её длинные волосы.
Не знаю, как она нашла меня, идущего во тьме,
Оставляющего вокруг себя руины после битвы в которой мне не победить.

Она спросила имя моего противника. Я назвал тех, с кем должен сражаться
И убивать их братьев, не думая ни о людях, ни о Боге.
Я просил у неё лошадей, чтобы преследовать своих врагов
Жадная страсть к уничтожению поглотила никчёмную жизнь.

Но её мысль была не о войне, изводившей людей и животных,
Которую так легко начать, но невозможно завершить.
Она, мать всех людей, мудростью своей осветила меня
Страшно стало идти одинокой тропой и просил я её остаться.

О, Госпожа, дай мне руку! - Воскликнул я - Позволь мне остаться рядом с тобой.
Уверуй и доверься мне - ответила она и наполнила жизнью мою душу.
Не надо заблуждаться, сила не в числе.
Но когда ты будешь нуждаться во мне, будь уверен - я рядом.

Сказав так, она отвернулась и я, грубый разбойник, не нашёл слов,
Стоял и смотрел на её исчезающий чёрный плащ.
Моя работа легче не стала, но теперь я знаю, что не один.
Когда вспоминаю тот ветреный день, ко мне приходит второе дыхание
И если однажды она явится к тебе - проникнись мудростью её слов,
Она даст тебе отвагу, как награду и тогда - передай мне привет.

По музыке и содержанию текста - чистейший гитарный фолк, который, к середине песни, вдруг (очень гармонично) басовым пульсом перетекает в хард-рок.



"Как и большинство песен она была написана в акустике, когда мы её записывали в студии - постарались создать мощный базовый риф и при этом сохранить звенящий акустический саунд"
(Мик Бокс)

Успех песни в СССР сравним с триумфом в Германии, где, если верить Хенсли, её используют в некоторых школах как пособие по изучению английского языка.
В ФРГ сингл LIB, вышедший в 1977г., держался на первом месте хит-парада 13 недель, за что и получил европейскую муз.премию Golden Lion (аналог "Грэмми").

HIGH PRIESTESS (Hensley)

- Снова хор, взлетающий по нотам, как по лестнице, на самую верхотуру. Любимая Миком Боксом квакающая гитара (финальное соло - одно из лучших в его карьере) + отличная работа барабанщика Кита Бейкера, записавшего с хипами всего один альбом и уволившегося из ЮХ после их первого американского турне.

"Я до сих пор не врубился - почему он так поступил"

(Мик Бокс).

 Если уход предыдущего друммера Найджела Олсона к набиравшему вес Элтону Джону объяснить было не так уж трудно, то Кит Бейкер оставил свою загадку неразгаданной до конца. Самое распространённое объяснение: не захотел мотаться по гастролям, предпочёл тихую и оседлую жизнь.
С 1993г он иногда выступает с группами локальной сцены в Midlands, частенько пересекаясь с басистом Полом Ньютоном. Музицируют для души, так сказать.
Ладно, бог с ним, с барабанщиком.

Песня HP получилась весьма романтическая и возвышенная, в полном соответствии с названием.

"ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА"
Ты - та, кто дарит свет моим глазам
Ты - та, кто знает, что скрываю я под маской грусти
Моя любовь не может умереть, моя любовь к тебе,
Верховная жрица моего сердца
Скажи мне, что нас не разлучить
И на небесах мы будем вместе
Покинем опустевший мир, пусть он удивится
Глядя на нас, чья любовь не может умереть - и это правда
Верховная жрица моего сердца
Скажи мне, что нас не разлучить

Такой вот гимн неземной любви :)

SALISBURY (Box/Byron/Hensley)

- Сразу скажу: очень я не люблю этот магнум-опус. Частенько пропускаю его нынче, когда переслушиваю альбом, но перед написанием данной филиппики специально послушал дважды и только утвердился в своей оценке. 
 Я прекрасно понимаю тогдашнюю тягу к самоутверждению, как самого жанра, так и непосредственно ЮХ. Рок был в положении едва оперившегося подростка и отчаянно пытался заявить всему миру о своей "взрослости". Подобных композиций в то время записывалось много, каждая уважающая себя "прогрессивная" группа считала необходимым отметиться чем-то монументальным, желательно, с привлечением симфонического оркестра.
После "СЕРЖАНТА ПЕППЕРА" и особенно "ТОММИ" это стало ритуальным актом для британских рок-групп. Понимаю и немалый риск, связанный с этим экспериментом, отмечу и убедительное техническое мастерство Хипов, но... когда мне нужна симфония - я слушаю других авторов и исполнителей, когда хочу рок - предпочитаю совсем иные песни.
 Гибрид получился, на мой вкус, слегка уродливым, как и все подобные гибриды, неважно кого скрещивают - павиана с навозным жуком или орхидею с вуалехвостом, результат, как правило, плачевный, если скрещивание происходило с единственной целью - "позырить чё получится".

 Этот музыкальный мутант разваливается на отдельные части (эффект расфокусированного jam session), каждая из которых по своему могла бы быть интересна, но вместе составляют для меня занудный пример претенциозного дилетантства. Этакий "комплекс Икара" (4).
 Симфоническая его составляющая - это, на мой взгляд, уровень дипломной работы не самого одарённого, по части музыкальной фантазии, выпускника консерватории. Не я первый отмечу сходство между вступлениями к "СОЛСБЕРИ" и к "КОНЦЕРТУ АРАНХУЭС" Родригеса, особенно это заметно, если послушать "АРАНХУЭС" в трактовке Майлза Дэвиса на альбоме "Scetches of Spaine".


 Роковый элемент "Солсбери" вязнет в "слишком густой оркестровке" (5) (если вспомнить незабвенного "Степного Волка"), теряя драйв и беспомощно форсируя громкость в желании закамуфлировать свой мандраж.

 И, конечно, текст. Он вызывает отдельное раздражение, граничащее с отвращением (увы).
Этот текст - прямая противоположность одухотворённой гармоничности "Парка".
 В отрочестве я был уверен, что данный (почти 17-минутный!) монумент посвящается борьбе негров Родезии за свою свободу и независимость. Этакий хипповый "чегеваризм" бьющий симфонизмом по танковому беспределу, давящему нежный цветок свободы, мнился мне в этом музыкальном монументе. Гневная отповедь апартеиду злобных угнетателей угадывалась мной в заоблачных зыбях хиповского симфонизма.
Этим можно было бы хоть как-то оправдать все эти амбициозные "крещендо /диминуендо" (6).
Ан нет, не о том все "стаккаты / легаты" (7).

"СОЛСБЕРИ"
Где то в глубине твоих глаз горит тот огонь
Что затягивает меня, куда я не знаю сам
Никогда не думал, что могу сорваться
И вот - лечу быстрее всех
Ты подкралась бесшумно, тронула меня рукой
Как дождь ласкает каждую песчинку
И то, что мы сотворим останется только твоим и моим
И я буду делать это умело, так, как и нужно это делать
Твои поцелуи всё слаще, дыхание - всё теплее
И мы должны взять своё в отпущенное нам до рассвета время
Я хочу знать, когда случится То, чего я так жду
Были разные девушки, но нет такой, как ты
Я чувствую силу, которой не чувствовал прежде
И я начинаю понимать, что заставляет меня желать больше
Того о чём я мечтал, прошу - скажи мне, если я ошибаюсь
Потому что я верю, что мы созданы друг для друга

Время летит всё быстрей
Я думал, что это не должно кончаться
Но догадываюсь, что конец уже близко
Мы жестоко испытывали любовь на прочность
Она просто засохла и умерла
Что пошло не так, я никогда никогда уже не пойму
Скажи мне - почему

Снова один, как ты могла меня бросить
Снова один, я не хочу быть снова один

Эти рифмованные строчки
Я адресую сам себе
Они всё расскажут как было и как должно было быть
А ты написала, что уходишь
Потому что тебе нужен кто то новый
Значит есть всё же шанс
Что ты вернёшься ко мне
Я хочу этого, ты знаешь.

 Такая вот "Песнь песней" (8), и ни единого упоминания слова "Солсбери" в тексте.
Может название намекало на "войну полов" и мягкие перины, как полигон для отработки боевых приёмов?
Не нашёл я ответа для себя, прослушав очередной раз.
 Банальная история: "я тебя любил, а ты меня бросила и теперь мне очень грустно, зачем ты так поступила со мной, ведь всё было так хорошо когда только начиналось и мы делали ЭТО..."

Это торжественное вступление, эти струнные пассажи и "трубы иерихонские" (9), это органное барокко и джазовые импровизы клавиш, свистящее от перегруза гитарное соло, хорало-подобные хоры, весь этот филармонический пафос (обожаемый советскими ВИА), весь апломб, все это только ради того, чтобы выразить: "Снова один, как ты могла меня бросить"?
Могучий любовный инстинкт, однако!

"Гора родила мышь" в жажде самоутвердиться экспериментальным путём. Исполнение нареканий не вызывает - играть и петь хипы всегда умели, про композиционное решение мне добавить нечего. Хао.
 Знаю, что сами ЮХ до сих пор гордятся этим опусом и могу представить, как непросто он им дался - достаточно вспомнить иронический рассказ Бокса о том, как все 26 оркестрантов в ужасе побросали наушники, одновременно стукнув ими об пол, когда Мик воткнул штеккер и вывернул ручку громкости на "10" для исполнения скоростного гитарного соло с квакушкой.
Но что характерно, со слов Хенсли:

"Не припомню, чтобы когда-нибудь обсуждался вариант исполнения Солсбери на живом концерте, с привлечением оркестра"

 Словом, композиция на концертах никогда не исполнялась в оригинальном виде и таких мегасуперпуперсимфо "эпиков" ЮХ больше не записывали (видимо, чтобы успокоить мою желчь).

 Ну и ладно, записали, доказали и пошли дальше. Слава рок - экспериментаторам, тем более, я знаю, что большинство поклонников группы в восторге от этого трека.

Подведём некоторый итог.

"Вы можете иметь в своей коллекции полтора десятка альбомов Юрайа Хип, но если вы не слышали "Солсбери" - вы не слышали Юрайа Хип"

- цитата из одной восторженной рецензии поклонника группы, с которой я абсолютно согласен. "СОЛСБЕРИ" это "альбом - ключ" ко всему, что сделают ЮХ в 70-х.
 Второй альбом Юрайа Хип возвестил миру о появлении новой выдающейся рок-группы с уникальным почерком, он привлёк на сторону ЮХ массу почитателей во всём мире и ввёл Хипов в высший дивизион британского рока. Во-многом это заслуга продюсера Джерри Брона, сделавшего верную ставку на авторский потенциал Кена Хенсли.
 В следующие 10 лет Брон не изменит этой ставке, раз за разом отказываясь от песен других музыкантов группы, лишь иногда вставляя их в альбомы.
Такая ущемляющая политика продюсера со временем приведёт к полному раздраю внутри ЮХ и ненависти к Хенсли со стороны соратников. Авторские амбиции (в первую очередь Мика Бокса) и зависть к хенслиевским ройалти (10) доканают коллектив в середине 80-х, но на момент написания СОЛСБЕРИ, всё было благостно и красиво - Хенсли писал великолепные мелодии, Хипы их вдохновенно исполняли, группа набирала очки популярности.

 Сразу отвечаю на логично возникающий вопрос: "А как же дебютный альбом?".
Для меня "Very 'eavy, Very 'umble" не представляет уникальной ценности и не является показательным в оценке творчества ЮХ.
Обычный, средний по качеству, альбом, которых в 1970-м вышло немалое количество.
К нему больше всего подходит высказывание Кена Хенсли:



"Всё что мы знали в то время, это то, что мы хотим играть рок - н - ролл, и хотим играть его громко".

 Нисколько не сомневаюсь, что если бы группа осталось на уровне своего дебюта, то разговор о ней имел бы лишь локальный интерес для поклонников прото-прога, раннего хард - рока и тп.
Фирменный саунд ЮХ сформировался именно на СОЛСБЕРИ, причина такого качественного прорыва для меня очевидна - Хенсли (с благословения Джерри Брона) взял на себя обязанности креативного лидера группы.
 На дебютном альбоме его роль была вторична - квалифицированный клавишник, да и то - на 2-х треках (Come Away, Melinda и Wake Up (Set Your Sights)) партии клавишных исполнил Колин Вуд.
А вот на "СОЛСБЕРИ" талант КХ раскрылся во всей красе: 3 песни написаны им лично, в остальных трёх он присутствует в качестве соавтора. Клавиши зазвучали ярко и уверенно, полноправно разделив солирующие функции с гитарой Мика Бокса, а их дуэтное (клавиши + гитара) ведение заглавных рифов стало одной из характерных красок саунда группы.
 Хенсли раскрылся и в качестве великолепного вокалиста: почти невозможно на слух определить, где использованы наложения вокальных партий Байрона, а где - бэки Кена Хенсли, настолько похожи тембры и это сходство стало ключом к многочисленным вокальным эквилибрам ЮХ.
 Кроме того, Кен дерзнул попробовать себя в качестве лид-вокалиста (Lady In Black). О результате судите сами.
Большинство музыкальных идей альбома тоже на совести Кена, а идей в нём было - пруд пруди.
Многие идеи получили своё развитие и в последующих альбомах ЮХ: нетрудно найти идейных наследников "Парка", "Чёрной госпожи" и "Хищной птицы" практически на любом альбоме периода 71-75.
 Да и некоторые идеи эпического титульного трека нашли своё продолжение в композициях типа July Morning, Shadows Of Grief, Spell /Paradise, Magician's Birthday, Pilgrim.
 В общем, прогресс группы, в сравнении с дебютным альбомом, для меня очевиден и впечатляющ.
Напомню, что знаменитая рецензия журнала ROLLING STONE (11), в которой ЮХ названы "третьесортным Jethro Tull" и автор которой обещала:

"...если эта группа станет известной, я покончу с собой..."

- относилась именно к дебютнику. Эта рецензия хоть и является сакраментальным примером некомпетентности и глупости, несмотря на эпатажный тон и почти оскорбительную форму, не выглядела бы так нелепо, если бы не СОЛСБЕРИ и всё, что последовало за ним.
Догадаться по первому альбому, что в недрах группы дремлет недюженный мелодический талант Хенсли было бы сродни божественному прозрению.

"СОЛСБЕРИ" вывел ЮХ на качественно гораздо более высокий музыкальный уровень и, хотя критика по-прежнему обходила альбомы ЮХ молчанием или снисходительно обзывала "рок-опереттой", публика приняла ЮХ всем сердцем, а количество поклонников до сих пор растёт от года к году, пополняясь из рядов всё новых поколений меломанов.

В заключение, несколько интересных, на мой взгляд, фактов и замечаний, относящихся к альбому "СОЛСБЕРИ":

- Одновременно с записью дебютного альбома ЮХ (Very 'eavy, Very 'umble), в соседнем помещении Hamwell Community Centre, DEEP PURPLE писали свой эпохальный IN ROCK.
Однако, музыканты ЮХ всегда открещивались от всяких обвинений, касавшихся каких бы то ни было заимствований, но никогда не отрицали, что использовали оркестр в композиции Salisbury под впечатлением от April.

- Большая часть альбомного материала была написана в лондонском пабе 'Fox & Hounds' (Лиса и Гончие), в районе Чизвик.

"Было много пива в процессе сочинения и репетиций"

(Мик Бокс)

- После записи "СОЛСБЕРИ" Джерри Брон, по каким-то причинам не сумевший (или не захотевший) продлить контракт с Vertigo, основал свой лейбл Bronze, на котором, в последствии, вышли все классические альбомы ЮХ, а начал свою коммерческую деятельность на музыкальном рынке этот лейбл с переиздания первых двух альбомов группы.

- После выхода альбома ЮХ отправились в своё первое американское турне, выступая суппортером у очень популярных тогда в США THREE DOG NIGHT и STEPPENWOLF на многотысячных стадионах.

- На одном из главных фанатских сайтов ЮХ проведён опрос на тему "Ваш любимый альбом группы". Сослбери занимает там лишь 9-е место, уступая, к примеру - A Time Of Revelation, Sea Of Light, Sonic Origami... Меня это удивило неимоверно.

- На том же сайте в аналогичном опросе, касающемся песен ЮХ:
#5 - Lady In Black
#7 - Salisbury
#11 - Bird Of Prey
#17 - The Park
#35 - High Priestess
#43- Time To Live.

 Итак, 3 песни, вошедшие в "золотой фонд" рок-музыки, 2 крепких номера, которые сделали бы честь любой группе, и один экспериментальный наворот, свою субъективную оценку которому я уже дал в развёрнутом виде. Но даже, если я считаю заглавную композицию неудачной, то это - неудача великой группы, ставшая для неё бесценным опытом и давшая толчок к дальнейшему развитию.

ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) - МЕЛОС (греч . melos), в Др. Греции напев, мелодия, в узком смысле - собственно музыкальная сторона песни. В 19-20 вв. термин "мелос" применяется для обозначения текучести и протяженности мелодического развития.

(2) - ТАНКОВАЯ ДИРЕКТРИССА - специально оборудованный участок местности со стационарной мишенной обстановкой, управляемой дистанционно и позволяющий снимать результаты попаданий в реальном режиме. Мишени устанавливаются на электр. подъемниках и также могут двигаться (по спец. железным дорогам).

(3) - РОУДИ (англ. roadie) - человек, сопровождающий рок - группу на гастролях, собирающий и разбирающий оборудование для шоу.

(4) - КОМПЛЕКС ИКАРА (Icarus complex) [психология]
По К. Мюррею - подсознательное желание быть бессмертным. Характерно для детей 8-12 лет с богатым воображением и для параноидальных авторитарных личностей с тенденцией чувства превосходства над другими. Если не развилось до мании величия, поддается контролю, вытесняется в подсознание, но безусловно суживает возможности адекватной оценки ситуации. Почти не встречается у женщин, даже страдающих выраженной паранойей...
Виклунд в своей книге выделяет четыре основных компонента комплекса Икара:

а) очарование огнем, включающее в широком смысле "чтение, писание, мышление или мечтание об огне".
б) энурез, различные необычные переживания, связанные с мочеиспусканием; уретральный эротизм (фиксация на уретрально-фаллической стадии)
в) амбициозность, высокий уровень мотивации к достижению успеха.
г) асценсионизм - стремление к психическому вознесению, к привлечению внимания своей блистательностью.

(5) - "СЛИШКОМ ГУСТАЯ ОРКЕСТРОВКА" - имеется в виду эпизод из романа Германа Гессе "Степной Волк", где главный герой (Гарри Галлер) общается в своей наркотической галлюцинации с Моцартом:


" — Слишком густая оркестровка, растрачено слишком много материала, — покачал головой Моцарт"...


Насколько я помню, фраза относилась к музыке Брамса.

(6) - КРЕЩЕНДО crescendo (ит.) - увеличивая силу звука; постепенное усиление звучности.
ДИМИНУЭНДО diminuendo (ит.) - ослабляя; постепенное ослабление звучности;затихая, уменьшая силу звука.

(7) - СТАККАТО staccato (ит.) - коротко, отрывисто; скачкообразное движение - ноты, над или под которыми стоят точки.
ЛЕГАТО legato (ит.) - связно, плавно; связное исполнение; плавное движение.

(8) - "ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ" - Название книги, по преданию написанной царем Соломоном, входящей в состав Библии. Шедевр любовной лирики.
"Песнь песней (книжн.) 1) раздел Ветхого Завета собрание лирических песен о всепреодолевающей силе любви;
2) о произведении большого значения и большого творческого подъёма." (толковый словарь русского языка)

(9) - ТРУБА ИЕРИХОНСКАЯ -
а). Выражение из библейского мифа. Евреи, по выходе из египетского плена, на пути своем в Палестину, должны были взять город Иерихон. Но стены его были так прочны, что разрушить их не было возможности. Однако от звука священных труб иерихонские стены пали сами собой, и благодаря этому чуду город был взят евреями (книга Иисуса Навина)
6). Выражение «труба иерихонская» употребляется в значении: громкий, трубный голос.

(10) - РОЙАЛТИ (англ. royalty) - в данном контексте - авторский гонорар.

(11) - РЕЦЕНЗИЯ ЖУРНАЛА ROLLING STONE - уверен, что многие знают об этой рецензии:

"Uriah is watered down, tenth rate Jethro Tull... If this band makes it, I'll commit suicide!"

- таков оригинал незабвенных строк, эта ревюшка упоминается во всех серьёзных биографиях ЮХ.
Но, наверное, не все знают имя её автора, это была женщина - Мелисса Миллз (Melissa Mills), и с собой она, конечно, не покончила...
Справедливости ради напишу здесь свой перевод оценки, которую RS даёт UH сегодня:

"ЮРАЙА ХИП - глубокий и тяжёлый звук Хаммонда, блестящие фальцетные гармонии вокала, флирт с прогом, колокольные гитарные соло и много-много рок - н - ролла. Несложно понять почему эта недооцененная группа имеет такое влияние на множество ансамблей идущих по следам их сапог на высокой платформе"

Да на этом и закончу.

ALBUM CREDITS

Released in February 1971
UK: Vertigo 6360028, re-released 1971 as Bronze ILPS 9152
Side A
1. BIRD OF PREY (Box/Byron/Hensley/Newton) 4.05
2. THE PARK (Hensley) 5.38
3. TIME TO LIVE (Box/Byron/Hensley) 4.02
4. LADY IN BLACK (Hensley) 4.33

Side B
1. HIGH PRIESTESS (Hensley) 3.39
2. SALISBURY (Box/Byron/Hensley) 16.02

DAVID BYRON - Lead Vocals
KEN HENSLEY - Organ, Piano, Slide & Acoustic Guitars, Harpshicord, Vibes and Vocals
MICK BOX - Lead Guitar, Acoustic Guitar, Vocals
PAUL NEWTON - Bass Guitar, Vocals
KEITH BAKER - Drums

Brass and woodmind on "Salisbury" arranged by JOHN FIDDY

Produced by GERRY BRON for Hit Record Productions Ltd.
Recorded at Lansdowne Studos, London, October/November 1970
Recording & mixing engineer PETER GALLEN
Tape operators ASHLEY HOWE & LES CUNNINGHAM
Sleeve Design: Bloomsbury Group
---------------------------------

(с) Driver Pete, 2005.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »