THE BYRDS / "5th Dimension" (1966)

                                        THE BYRDS  

                              "5th Dimension"  (1966)

 

 Ещё один пример потрясающего прогресса группы в 1966 году: из фолковых подражателей Битлз и вечных cover-ятелей Боба Дилана на своём третьем альбоме Бёдз вдруг обернулись смелыми новаторами и первыми сайкоделическими рок-гуру.

  Да, пожалуй, что именно этот альбом открыл миру окончательно сформировавшийся музыкальный стиль - сайкоделик-рок, для которого характерны неожиданные жанровые смешения. Чаще всего, сохраняя фолковую и блюзовую основу, приверженцы сайко начинают густо подмешивать к этой основе джазовые вариации и гармонические построения, этническую ритмику и тембральные краски, а иногда и обращаются к академической европейской школе, впрочем, пока ещё довольно робко. Амбициозные, преимущественно сумбурные, гитарные "трипы" (чаще всего, примоченные педальками), велеречивые цветастые тексты, экзотические инструменты, новые студийные эффекты. Таковы основные признаки зародившегося в «Пятом Измерении» жанра.

  Всё это здесь в наличии.

  По смелости эксперимента "5th D" мало в чём уступит Pet Sounds или Revolver, если вообще уступит, в 66 году.

  Менее ровный по качеству материала, чем у Битлз или Бич Бойз, в этом они, может быть, и уступят, но и в этом плане Бёдз есть, чем гордиться - некоторые песни альбома стали абсолютной классикой рока на все времена.

 В первую очередь это одна из лучших песен в роке 60х - "Eight Miles High", космизм в тексте и саунде (басовая линия с головой засасывает в психоделическую воронку), извращённое гитарное соло, сыгранное МакГинном, и необычная ритмическая основа делают песню настолько интересной и "вневременной", что она и сейчас звучит отменно.

  Есть здесь и неожиданная версия "Hey, Joe". Уже в следующем году Джими Хендрикс заставит всех забыть о любом другом исполнении этой "murder ballad", но вариант Бёрдз тоже, по-своему интересен.

  Нельзя не отметить и прорывную (хотя и несколько сбивчивую ) для всей рок-музыки игру того же Роджера МакГинна на 12-струнной гитаре в "I See You".

 Через несколько лет Yes сделают великолепный кавер этой песни на своём дебютнике.

 Особое место на альбоме занимает "I Come and Stand at Every Door", в которой использован фрагмент из мрачной анти-военной поэмы Назима Хикмета. Музыкально это вещь, конечно, не самая сильная, но её идейно-философский мессидж очень важен для восприятия альбома. История о призраке мальчика, погибшего в Хиросиме - это уже серьёзно. Это тоже новый поворот в истории рока.

  Есть и несколько песен в традиционной для Бёрдз фолковой манере. Они, пожалуй, и тянут альбом назад, не давая возможности взлететь окончательно и бесповоротно в заоблачные выси, туда, где обитают безукоризненные шедевры рока.

 

 В отличии от первых двух, чисто фолковых, альбомов, где большую часть материала составляли песни Джина Кларка и каверы на Боба Дилана, здесь авторское бремя, в основном, легло на плечи Дэвида Кросби и Джима (Роджера) МакГинна.

  Это было связано с тем, что Джин Кларк покинул группу в процессе работы над альбомом. Хотя он и успел сочинить главный хит ("Eight Miles High") и поучаствовать в записи ещё нескольких песен.

 

 Одним словом, альбом не очень ровный, но очень интересный. Слушается до сих пор на одном дыхании, а если вспомнить, что до него подобной музыки в роке просто не было (Револьвер выйдет на месяц позже, а Пет Саундз гораздо более традиционный в своей музыкальной основе), то остаётся только снять шляпу перед "Птычками"! 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »