NEIL YOUNG - "Unplugged" (1993)

Нил Янг в отключке

кустика для Нила Янга всё равно, что берёзы для подберёзовика. Обычная среда обитания. Трудно среди рокеров отыскать музыканта, который работал бы в этой стилистике так же активно, ярко и плодотворно.

Разумеется, редакторы MTV не могли пройти мимо такой монументальной и лакомой фигуры, когда затевали свой легендарный проект "Unplugged". Глупо было бы, а они не глупцы. Янг был задействован в рамках проекта одним из первых.

Его "анплакт" не стал эстетическим шоком, как аналогичный концерт Нирваны, и не тянет на звание академического стандарта, как знаменитый концерт Клэптона.

Получился добротный акустический зальник, который мало что добавляет к тому, что мы знали о Янге до этого. Почти все песни данного сета, в их оригинальном варианте, были созданы в акустическом или полу-акустическом формате. Здесь они исполнены максимально близко к первоначальным версиям.

По ходу прослушивания порой возникает ощущение, что Янг отнёсся к записи несколько формально. Похоже на отметку для галочки: "И я там был - мёд, пиво пил".

Но это так не похоже на беспокойного и требовательного к себе мэтра, что мне проще поверить, что это азм грешный чего-то недослышал и не раскусил.

Мне не хватает какой-нибудь интересной фишки или шокирующего неожиданностью номера. Ударного исполнения известной песни.

Судя по всему, таким "ударником" должна была стать культовая Like A Hurricane.

"Словно ураган" - едва ли не единственная песня из всего сета, которая изначально была электрической. Но именно она лично мне и не понравилась.

Отключив Hurricane от электричества, Янг лишил композицию её "ураганного" натиска, ибо лавина электрогитарной энергии, которой был заряжен оригинал и была его сутью.

Булькающий орган матерого Спунера Олдэма(Spooner Oldham) дело не спасает. Бульканье только усугубляет ощущение неловкости и дискомфорта при прослушивании.

Одна из мощнейших композиций в дискографии Янга, подлинный шедевр гитарного рока, превратилась в жалобно-занудное причитание...

Досадно.

Материал, выбранный для записи, в основном содержит знаменитые песни, давно обосновавшиеся в концертных сетах Янга:

- открывает сет песня с первого сольника (Neil Young, 1968)

- за ней следует ранний хит из репертуара Buffalo Springfield

- довольно редкая для живых исполнений World On A String с моего любимого альбома Tonight's The Night (1975)

- истерзанная многочисленными кантри-каверами Pocahontas

- единственная из песен, которая никогда ранее не публиковалась Stringman, отдаленно напоминающая "Словно ураган".

- затем, после самой Like a Hurricane, идет пронзительная The Needle and the Damage Done с классического альбома After the Gold Rush (1970)

- знаменитая Helpless из репертуара CSN&Y, ставшая когда-то гвоздем их выступления в Вудстоке

+ обязательный свежак из недавнего (на тот момент) альбома Harvest Moon (1992) - его красивая титульная песня

- следом идет, пожалуй, главная неожиданность сета - симпатичная версия Transformer Man с неудачного электронного альбома Trans (1982)

- еще одна песня со свежего альбома Harvest Moon

- красивая лавсонг с кантри-альбома Comes a Time (1978)

И в финале прозвучали два номера, которые мне глянулись больше остальных на этом концерте:

  • Long May You Run, написанная в 1976 для симпатичного релиза со старым другом Стивеном Стиллзом (Stephen Stills)

- завершает программу моя любимая "От Хэнка к Хендриксу" (снова альбом Harvest Moon)

Некоторых наверняка удивит отсутствие главного янговского хита - Heart Of Gold, который, казалось бы, должен был непременно наличествовать, особенно с учетом акустического формата.

Но Янг к тому времени уже принципиально отказался включать его в свои концертные выступления.

Язык мой не повернётся назвать этот альбом неудачным. Всё исполнено на высшем уровне. Иначе и быть не могло - Нила окружают на сцене надежные и многократно проверенные в концертных и студийных баталиях сессионные зубры. Все они - его старые товарищи. А старая гвардия веники не вяжет.

Особенно выделяется (предсказуемо впрочем) мастер на все руки - Нильс Лофгрен (Nils Lofgren). Он и на гитаре игрец, и аккордеон - его задача, и экзотическая, но сильно любимая Янгом автоарфа - тоже его епархия. Да еще и подпевки не забывает.

автоарфа (autoharp)
автоарфа (autoharp)

Кстати, на подпевках, рядом с неизменной Николеттой Ларсон, замечена сводная сестра Янга - Астрид.

Астрид Янг и Николетт Ларсон
Астрид Янг и Николетт Ларсон

Все вроде хорошо. Все уверены в себе и в том, что они делают. Солидный и качественный концерт. Многие артисты позавидовали бы набору таких песен. Но ...

Но лично я редко возвращаюсь к этому релизу. Я не вижу в нём ничего особо интересного для себя. Просто очередной концертник Нила Янга. Не лучший его концертник (вспомните хотя бы потрясающий Weld).

Однако для тех, кто не занимается подробным изучением творчества великого канадца, Unplugged вполне может стать подходящим для знакомства с его акустической ипостасью.

А для кого-то этот альбом может стать и стартовой колодкой на длинной дистанции освоения грандиозной дискографии Нила. Вероятность такого поворота событий тоже не исключается.

(Driver Pete, 2007)

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Прощание Джона Леннона с Земляничными Полянами

Духи в ночи. Спрингстин и Манфред Манн. Оригинал и кавер.
Бежавшая по волнам, но упавшая с лестницы (часть первая)
Будешь ли ты любить меня завтра?
Ассиметричный ответ Боба Дилана ("John Wesley Harding", 1967)
Путешествие умной блондинки в джунгли собственной души
Любимица Родео, ставшая классикой благодаря и вопреки (The Byrds, Sweetheart of the Rodeo, 1968)
Фолк-рок из Канады
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"
Костер на берегу (или ирландцу дома стены помогают)
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Боз Скаггз. Пороха еще навалом.
Сломанная Стрела Нила Янга

кустика для Нила Янга всё равно, что берёзы для подберёзовика. Обычная среда обитания. Трудно среди рокеров отыскать музыканта, который работал бы в этой стилистике так же активно, ярко и плодотворно.

Разумеется, редакторы MTV не могли пройти мимо такой монументальной и лакомой фигуры, когда затевали свой легендарный проект "Unplugged". Глупо было бы, а они не глупцы. Янг был задействован в рамках проекта одним из первых.

Его "анплакт" не стал эстетическим шоком, как аналогичный концерт Нирваны, и не тянет на звание академического стандарта, как знаменитый концерт Клэптона.

Получился добротный акустический зальник, который мало что добавляет к тому, что мы знали о Янге до этого. Почти все песни данного сета, в их оригинальном варианте, были созданы в акустическом или полу-акустическом формате. Здесь они исполнены максимально близко к первоначальным версиям.

По ходу прослушивания порой возникает ощущение, что Янг отнёсся к записи несколько формально. Похоже на отметку для галочки: "И я там был - мёд, пиво пил".

Но это так не похоже на беспокойного и требовательного к себе мэтра, что мне проще поверить, что это азм грешный чего-то недослышал и не раскусил.

Мне не хватает какой-нибудь интересной фишки или шокирующего неожиданностью номера. Ударного исполнения известной песни.

Судя по всему, таким "ударником" должна была стать культовая Like A Hurricane.

"Словно ураган" - едва ли не единственная песня из всего сета, которая изначально была электрической. Но именно она лично мне и не понравилась.

Отключив Hurricane от электричества, Янг лишил композицию её "ураганного" натиска, ибо лавина электрогитарной энергии, которой был заряжен оригинал и была его сутью.

Булькающий орган матерого Спунера Олдэма(Spooner Oldham) дело не спасает. Бульканье только усугубляет ощущение неловкости и дискомфорта при прослушивании.

Одна из мощнейших композиций в дискографии Янга, подлинный шедевр гитарного рока, превратилась в жалобно-занудное причитание...

Досадно.

Материал, выбранный для записи, в основном содержит знаменитые песни, давно обосновавшиеся в концертных сетах Янга:

- открывает сет песня с первого сольника (Neil Young, 1968)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »