MISSISSIPPI FRED McDOWELL / "I Don't Play No Rock'n'roll" (1969)

Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)

Один из важнейших альбомов в истории современной музыки. Яростный и бескомпромиссный манифест "корневого блюза". Отсюда и экзотичные речевки, проговариваемые Миссисипи Фредом в начале некоторых песен, в которых он рассказывает кто он и откуда, что такое блюз и почему он играет эту музыку.

А был Фред МакДауэлл плотью от плоти корневого блюза, хотя и никогда не был профессиональным музыкантом. Всю жизнь Фред проработал на тракторе, иногда проповедовал в церкви, а в свободное от этих дел время играл блюз.

Играл и пел с 14 лет. В церкви, на улице, на танцах. В итоге доигрался до того, что стал одной из его ключевых фигур блюза, мастером игры слайдом и харизматичным певцом.

Он всегда оставлася бескомпромиссным пуристом жанра и адептом Дельты, что недвусмысленно отражено в вызывающем названии самого знаменитого альбома Миссисипи Фреда.

Тут надо вспомнить, что 1969 год был не лучшим для блюзовых музыкантов. В мире царствовал Его Величество Рок. Это был год Вудстока и "Томми".

Woodstock 1969
Woodstock 1969

Несмотря на то, что большинство тогдашних рок-идолов преклонялись перед олдовыми блюзменами, сами блюзовые "олды" переживали трудные времена.

Таков был исторический момент, а эта пластинка - реакция на ситуацию от старика- блюзмена. Весь её пафос направлен на борьбу за "чистоту блюза".

Саунд альбома "корневой" настолько, насколько это было возможно в 1969. Из колонок буквально льётся дыхание Дельты и испарения с хлопковых полей.

Блюзовый минимализм акустического саунда создаёт эффект полнейшей аутентичности, минимум электричества.

Материал альбома составляют, в основном, широко известные блюзовые стандарты из репертуара

Биг Джо Вильямса

Санни Бой Вильямсона

Лидбелли

 Особо выделяется песня чикагского пианиста Саннилэнда Слима (из группы Мадди Вотерса61 Highway (the Loneliest Road That I Know), которая стала стандартом именно в исполнении Миссисипи Фреда (на некоторых пластинках его даже указывали как автора).

Если вам по душе настоящий блюз, то альбом "I Don't Play No Rock'n'roll" не отпустит до самой последней ноты и заставит вернуться к нему ещё не раз.

 Влияние его на будущих творцов Блюзового Ренессанса переоценить невозможно. А значит искра разожгла -таки пламя и зерно взошло, упав на благодатную почву.

 Хотя и не так скоро появилось пламя и взошли первые ростки, как мечталось тогда непокорному автору "манифеста", отказавшемуся "играть рок-н-ролл" в 1969 году.

Driver Pete, 2005

P.S. В русской Википедии статья про Миссисипи Фреда МакДауэлла содержит в себе фрагмент из этой моей рецензии, написанной еще в 2005 году. У меня никто не спрашивал на это разрешения и не ставил меня в известность. Мне не жалко, но все-таки было бы прилично сделать хоть какую-то ссылку на автора, хотя бы для того, чтобы меня не подозревали в копипасте с вики. Да и ошибки там есть несуразные.

Впрочем, это не первый и не единственный раз. Бог с ними. Слушайте лучше хорошую музыку.

 

Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)
Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Песни для портнихи (к 50-летию великого альбома)
Скрипач на борту Аэроплана (Памяти Папы Джона Крича)
Снова о блюзе
Блюзовое Убежище старого индейца

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »