DREAM THEATER - "Awake" (1994)

Пробуждение Театра Мечты

"Awake" - поворотный альбом в творчестве ДТ. Именно их третий альбом вывел группу из разряда локальных героев на звёздную орбиту. "Проснувшийся" альбом показал миру всю широкомасштабную дерзость их амбиций и заставил привыкать к мысли о том, что Дримсы пришли всерьёз и надолго.

Амбициозность ДТ основывалась на безукоризненной профессиональной выучке инструменталистов, умении адекватно воплощать свои идеи, используя широкий спектр композиционных приёмов и на несомненной музыкальной эрудиции, которая и позволяет добиться этой адекватности воплощения.

Эрудиция эта, само собой, подразумевает и знания из области симфонической музыки, джаза, и даже блюза. Успешная компиляция этих знаний и стала основой для создания музыкального мира ДТ. Сочетание виртуозности и полифоничности, прямолинейного натиска и многоплановых музыкальных схем - отныне это фирменный почерк "Театра мечты".

Ничего сверх-нового "театралы" этим не открыли - формула была известна давно, но они сумели дать ей новый импульс. Впрочем, об этом сказано уже тысячу раз до меня и скажут ещё сто тысяч раз после, я лишь подчеркнул, что именно "Awake" стал для ДТ мандатом "чрезвычайных и полномочных представителей прог-металла" в мире шоу-бизнеса.

Умненькие Дримсы вовсю используют своё знание сюитной формы для создания сложных композиций, которые язык не поворачивается назвать "песнями". Само по себе такое "сюито-сложение" не является признаком качества, напротив - есть масса примеров, когда это становилось признаком удручающей претенциозности и скучнейшего школярства, способного восхитить только легковерных верхоглядов, кайфующих от потребления зауми по факту: "Во какой пельмень я в рот запихал! Не каждый может такую глыбу заглотить! Большой я молодец и подлинный едок!".

А то, что "пельмень" напичкан протухшей мертвечиной - это пустяки, главное - крупный. С таким пельменем в зубах "и сам как-то становишься ... " .

Но в случае с "Awake" - пельмень не просто крупный, но и с начинкой там тоже всё в порядке. Начинка приготовлена из качественных ингредиентов, обдуманно смешана и отлично заправлена. Металлический форсаж гитарных атак грамотно сменяется фортепианными этюдами, ритм - секция от громогласного торжества тектонической рок-природы продуманно отвлекается на джазово-утончённую рефлексию, позволяя Мьюингу и Портному проявить себя и в ковке металла, и в ювелирной филиграни.

При этом нигде (лично я) не чувствую надуманной искусственности и нарочитой усложнённости, конструкции выглядят гармонично и не свисают по краям музыкальной базы неряшливыми соло-запилами. Солируют Петруччи и Кевин Мур не для ублажения слуха фанатов музыкального фастфуда с недоваренной начинкой, а исключительно с целью развития темы и более точного масштабирования заложенных в неё музыкальных идей. Иногда эти соло звучат несколько шаблонно, но никогда - самовлюблённо. Здесь со вкусом всё в порядке.

Говорить о техническом мастерстве музыкантов, в данном случае, бессмысленно, оно, при исполнении подобной музыки, подразумевается само собой, как наличие огня для растопки костра.

"Огня" у ДТ в достатке и костёр они сложили грамотно. Если попытаться выделить кого-то из "Театралов", как наиболее симпатичного мне лично, а только такой критерий, в данном случае, мне кажется уместным, ибо технически они все стоят на одном (предельно высоком) уровне, то я назову столь удобно звучащую для русского уха фамилию - Портной.

Портной в ДТ "больше, чем ударник". Портной - суперклей, на который сажают композиционный материал, состоящий из довольно непростых для склейки элементов.

Портной это шест-балансир в руках канатоходцев - солистов и надёжный бруствер для точной стрельбы.

И кроме того, Портной - автор отличной композиции "Зеркало", которая в связке с "Ложью" Кевина Мура является для меня одним из любимых мест альбома.

Впрочем, подобной оды достоин любой из ДТ за работу на этом альбоме (за единственным исключением, о котором чуть ниже).

Из того, что я мог бы назвать недостатком этого альбома, могу назвать только один: вокал Джеймса ЛяБри.

Это - сакраментальный упрёк в адрес ДТ, но от него никуда не денешься и я не стану уходить от признания очевидного. ЛяБри вполне успешно справляется с медленными фрагментами, умеет передать драматизм и иллюстрировать текст верной интонацией, но в агрессивных вещах он выглядит блёкло, что особенно заметно на фоне блистательных инструменталистов.

Голос ЛяБри - единственный инструмент в составе ДТ, который часто не соответствует поставленной задаче (скажем мягче - не до конца соответствует).

Интонации его однообразны и не очень интересны, даже по меркам "металла", в котором в общем-то не принято особо обращать внимания на подобные "мелочи", арсенал технических приёмов вокалиста ЛяБри лимитирован до того, что иногда становится просто обидно за исполняемый материал.

Есть ещё упрёк и относительно качества текстов, но это - общее место для всего стиля и зацикливаться на нём наверное не стоит, к тому же Дримсы в этом плане "ещё из лучших". Они хотя бы не сочиняют глянцевые страшилки для наивных подростков, не спекулируют гимнами о рок-н-ролле, не корчат из себя "последних героев" и "вечных аутсайдеров", не рядятся в тоги пророков и не клеймят своих же работодателей за алчность. Просто они - не самые великие поэты, а на фоне высоко-качественной музыки это иногда слишком бросается в глаза.

Но повторюсь: это настолько распространённое явление в рамках жанра, что надуманную псевдо-философичность, конфликт абстрактного с абсурдным, графоманскую помпезность оборотов - всё это можно уже назвать "прогрессивной традицией". Прогрессивный паралич поэтической мысли.

Кстати, говоря о текстах, хочу отметить тексты Кевина Мура - "6:00""Lie"и особенно - "Space-Dye Vest", как (на мой взгляд) самые качественные. Мне вообще кажется, что с уходом Мура (он покинул ДТ сразу после записи этого альбома) группа потеряла очень важный элемент в своей концепции.

Мур, помимо того, что он - замечательный музыкант, был более других способен стать комфортным мостиком между элитарным сектантством музыки ДТ и неподготовленным слушателем, который, однако, любознателен и способен к самообразованию. При этом "мостик" Мура не являлся бы "опопсением", не снижал бы планку и не заигрывал бы с неофитами, а просто давал бы шанс на сближение.

Примером такого "мостика", на мой взгляд, является замечательная финальная композиция этого альбома, словно говорящая: "Не робей, браток! Мы - не боги и не роботы. Мы - люди". Это заложено в её элегантной простоте, в интимной интонации и исповедальности текста.

Мур делал музыку ДТ более "очеловеченной" (это относится уже не только к последнему треку) и являлся (вместе с Мюингом) замечательным противовесом жителям "башни из слоновой кости" - Петруччи и Портному. В дальнейшем именно этого порой будет очень не хватать "Театру Мечты". Во всяком случае, такое моё субъективное ощущение.

Но на Awake баланс соблюдён и не даёт взлететь в безвоздушные заоблачные эмпиреи музыке ДТ, оставляя мне, грешному, возможность ею насладиться. Ибо я, грешный человек, в эмпиреи не летун. Я воздухом дышу и по земле хожу.

На этом позвольте откланяться, ещё раз констатировав напоследок, что альбом Awake, субъективный разбор которого я закончил - пиковое достижение в дискографии группы DREAM THEATER и яркая страница в истории стиля, который принято называть "прог-металл". Я бы даже сказал - классическая и ключевая его страница.

(Driver Pete 27.11.2006)

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »