DEEP PURPLE / "Deep Purple in Rock" (1970)

DEEP PURPLE

"In Rock"

(1970)

 В пору моего отрочества (середина 70-х), среди моих друзей, словосочетание "Дип Пёпл Ин Рок" означало некий эталон. По "Ин року" мы сверяли свои ощущения - насколько "роком" (сиречь - тяжёлым, тогда для нас эти понятия казались синонимичными) являлась музыка, которую мы доставали. Именно "доставали" и никак иначе. Доставали и слушали на своих бобинниках и стерео-проигрывателях (у кого была такая счастливая возможность).
 Под "Ин роком" мы "чистили себя", как "под Лениным". Авторитет альбома был аксиомичен. Даже не упомню аналогов подобного поклонения в те годы, в СССР.
 Уже само название альбома и оформление обложки настраивало на монументальность и замахивалось на вечность, под стать этому был и саунд.
Для многих (и для меня в частности) DPIR был одним из первых прослушанных рок-альбомов, ритуальное переживание сродни рок - причастию.

 Однако, пришло время перейти к истории самого альбома, к оценке значимости "Ин рока" для последующего развития рок - музыки (в первую очередь, конечно, для её "тяжёлых ответвлений).
  DPIR - детище Ричи Блэкмора. Результат того, что Ричи, наконец, взял бразды правления в свои руки, задвинув Лорда на второй план своей творческой активностью.
 Количество материала и скорость, с которой РБ сочинял свою музыку, сыграли решающую роль. Медлительно-дотошный в работе "классик" - Лорд не мог в этом соревноваться с холерическим темпераментом и фонтанирующим креативным буйством "человека в чёрном".
 Блэкмор давно созрел для изменения курса "тёмно-пурпурного" корабля в сторону бурных течений тяжёлой воды. Вся эта ренессансная тягомотина с оркестрами, всё это вычурное псведо-барокко были совсем не тем, что он мечтал записывать и играть. Всё уже наскучило молодому гитарному гению. Все это казалось анемичным, выспренным, надуманным. Необходимость прорывного шага казалась очевидной. Необходимо было вырываться вперед, а не плестись в арьергарде умирающего барокко-рока.

 На дворе стояло 7е десятилетие 20го века и оно настойчиво требовало своего воплощения в звуке. В совершенно новом звуке, а не в подделках из акустического папье-маше, этаких "куклах наследника Тутти", танцующих механический экосез. Но Лорд "Гаспар Арнери" клепал именно такие симфо-игрушки, любуясь тем насколько его жеманные куклы похожи на настоящих Вестминстерских фрейлин Её Величества.

 К чёрту кукол! Даёшь новых королей, "Королей Скорости!"
Примерно так. Я люблю Лорда не меньше, чем Блэкмора, но "истина дороже", а видится мне "истина" именно такой.

 Решающим толчком к решительному повороту Ричи в сторону утяжеления, стал эпохальный альбом Led Zeppelin II, он "торкнул" многих, но не все были готовы адекватно ответить и развить. Блэкмор был готов:

"Зеппелин. Они подтолкнули меня своей "Whole Lotta Love". Я мгновенно настроился на этот стиль, все наши пиликанья с оркестрами, которыми мы занимались до этого, всегда порождали во мне мысли о том, что всё это не то, я не реализуюсь полностью и не делаю то, что я на самом деле могу сделать. Спасибо ЛЗ за вдохновение. Оно пришло к ним от Джеффа Бека, который в свою очередь был вдохновлён the Small Faces..."

(из интервью Ричи Блэкмора, 1978г., перевод - Driver Pete)

 Одним из главных препятствий на пути к смене курса для "Пурпурных" было даже не увлечение Лорда классикой, это, как раз, оказалось вовсе даже не препятствием, а очень важным сегментом будущего звука, Лорд тоже был готов к повороту, уж во всяком случае - технически. Главным препятствием становился вокал.
 Rod Evans был великолепным "элвисо-подобным" певцом, его исполнение романтических баллад и высокопарных гимнов нареканий вызвать не могло, но Ричи нужен был новый звук и Род никак не вписывался в его понимание. Это был хороший певец, но он не подходит для новых задач.
 И Эванс ушёл, подчинившись мнению большинства (такие вопросы ДП тогда ещё решали коллегиально). Уволили и Ника Симпера, который, по словам Ричи: "был хорошим басистом, но топтался на месте и, в сущности, был рокером старого стиля". Нужен другой певец. Какой? Ричи уже знал какой:

"Причиной по которой мы решили сменить певца был... Роберт Плант. Однажды мы выступали в Бирмингеме и Роберт вышел спеть с Терри Рейдом. "Боже, всемогущий" - подумали мы. В нём была такая энергетика! И следующие две недели мы занимались поисками певца, обладавшего похожей энергетикой. Так что это случилось благодаря Планту."

(из того же интервью Блэкмора)

 Певца нашли во второстепенной группе Episode Six, там же нашли и басиста. С ними записали лордовское детище - "Концерт для группы с оркестром" и приступили к работе над "Ин рок", который был готов в апреле 70го, но вышел (не стану вдаваться в причины, вызвавшие проволочку с выходом альбома) лишь в середине года. Выход Ин Рока стал сенсацией, если не сказать - "революцией"!

"In Rock был сделан по правильной формуле: музыканты играют быстро, саунд подобен мощной взрывной волне. Но не было подражания Лед Зеппелин: структура более разнообразна, звук более гибкий."

(ещё одна цитата из того же интервью)

 Разница с ЛЗ была обеспечена за счёт отхода от блюза и приближения к классическим европейским формам (здесь- то и пришлась в масть любовь Лорда и Блэкмора к классике и умение её интерпретировать).

 С выходом In Rock родилась новая "супергруппа", ставшая одним из символов рока на все времена, появился новый звук, аналогов которому не было до сих пор и на который с тех пор ориентируются, как на Великий Александрийский Маяк, тысячи групп во всём мире.

 С первых звуков интродукции к Speed King - головокружительных и зубодробящих - альбом вбивает в кресло и заставляет "пристегнуть ремень" на взлёте могучего сверхзвукового бомбардировщика Deep Purple In Rock.
 А когда махина, оторвавшись от земли, преодолевает звуковой барьер вступления к "Королю Скорости" и наступает секундная пауза... один восторженный выдох даётся нам на передышку и осознание случившегося ... и реактивный двигатель ДП (модель Пейс Гловер) включают форсаж, теперь нам предоставляется возможность заценить способности нового вокалиста ДП, его рык: "Good Golly said little Miss Molly when she was rockin' in the house of blue light", - оповещает мир о том, что в составе ДП появился певец с энергетикой ни в чём не уступающей вокальной харизме Планта, он оповещает мир о том, что 70е получили своё подлинное звуковое воплощение и этот звук будет царствовать ближайшие несколько лет в умах всех рокеров.
Имя ему - hard rock!



 Перечисление в тексте "Короля Скорости" разных имён, названий, идиом и лирических штампов, связанных с эпохой рок-н-ролла 50х, даёт понять, что им на смену пришло новое время. Старина Чак получил по лбу бумерангом, который сам же и запустил когда-то в полёт: "Roll over, Chuck Berry, and tell Elvis the news!" .


 Голос Гиллана, как оказалось, просигналил тогда миру и о начале великого противостояния DP vs LZ, захватившего фанатские умы и затуманившего их на долгие годы. Противостояния, равного по накалу (а в России во много раз превосходящего) Beatles vs Rolling Stones или Реал vs Барселона.
 Но мы оставим эти глупости фанатам и скажем спасибо ЛЗ и ДП за то, что они открыли нам новую главу в истории рока. Ин Рок в этой главе - одна из главных страниц.

 С такой скоростью и мощью до ДП не играл никто, качество ансамблевого звучания было просто неслыханным. Мир знал великие "power trio" (Cream, JHE), были несколько примеров мощного тяжёлого саунда среди "квартетов", но чтобы 5 сверх-техничных рок-музыкантов работали на таких скоростях, настолько мощно, слаженно и гармонично - такого ещё не было!
 Пятёрка ДП, как 5 молодых и сильных крестьян - косцов, стоящих в ряд. Они, синхронно фукая в воздухе острыми косами, укладывают себе под ноги сочную траву тяжёлого звука, срезая её под самый корешок, чисто выбривая аудио-поле и наслаждаясь собственной удалью.
 "Пурпурные косы" заготавливают для нас драгоценный фураж из отточенных композиций, складывая в ароматные, упругие и пышные стога. Не перестаю любоваться молодостью, силой и слаженностью этих косарей на "Ин роке".

 Эх... если бы всегда так работали ДП, как на этом альбоме! Тогда, возможно, не пустовал бы трон, оставленный битлами. Но и за три с небольшим, отведённых им года, Mark II "накосят" такой сочной травы, что её соками вскормлены целые музыкальные поколения.
 

 На этом я закончу свой рассказ об эпохальном альбоме, подробно говорить о песнях считаю излишним - они на слуху у всех рокеров, о скандалах с плагиатом - неуместным, ибо это - второстепенно, об истории и значении альбома сказал то, что считаю главным.
Аминь.

Driver Pete, 2005

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »