Bryan FERRY / "Frantic" (2002)

BRYAN FERRY 

"Frantic"

(2002)

"Единственный из рок- музыкантов, умеющий правильно носить фрак".

Из всех ярлыков, которые понавешали на Брайана Ферри за долгие годы его сценической карьеры, этот, пожалуй, самый неоспоримый. Ферри - эстет и денди и это в нём заложено генетически. Ферри умён и ироничен, а этого не подделаешь. Можно 30 лет прикидываться идиотом или, например, брутальным мачо, но невозможно прикинуться умным. Во всяком случае, в течение такого долгого времени. Ферри и не прикидывается. Его музыка изысканна, умна и ни на кого не похожа. Это в качестве вступления, а теперь перейду собственно к альбому.
 

 Почти 10 лет поклонники БФ ждали нового альбома. За это время выходили какие то компиляции, появилась великолепная пластинка с шлягерами 30х -40х (As Times Goes By, 1999). Но альбомов с оригинальным материалом не было со времён Mammuna (1994). И вот свершилось. И что самое важное - не разочаровало. Это именно то, чего от него ждали и на что рассчитывали поклонники - умная, интересная и очень красивая музыка.

 Несмотря на то, что альбом довольно разноплановый музыкально, всё выдержано в характерном для Ферри (каким мы его знаем со времён Boys & Girls, 1985) элегическом настроении. Материал на этот раз состоит почти пополам из каверов и песен самого Ферри и он настолько необычен, что я позволю себе сказать "пару слов" о каждой песне.

1. IT's ALL OVER NOW BABY BLUE


- знаменитая песня Боба Дилана. Ферри сделал несколько каверов великого Циммермана ещё в 70х годах. Тогда они были исполнены в несколько циничном, почти пародийном ключе. По молодости Ферри был язвителен. Интеллигентно язвителен, без панковского хамства (но тем обиднее было Дилану - я так думаю). И его Рокси Мьюзик, многими наивно воспринимались, как романтики и нарциссы, якобы - одни из лидеров то арт - рока, то глэм - рока. Всякой ерунды было понаписано в то время про людей, которые в китчевой форме пародировали всю нелепость умствований и самолюбования тогдашних рок - суперстарз (обойдусь без имен, дабы не дразнить гусей).
 На этом альбоме умудрённый годами БФ вернулся к дилановскому "сонгбуку" и исполнил 2 песни из него. Исполнил очень бережно и тактично, но не слепо копируя оригинал, а по-своему.
 В открывающей альбом IAONBB, Ферри проявил себя и как вполне мастеровитый исполнитель на губной гармошке (угловатое определение, лучше писать просто "харпист" или "харпер" от слова harp). Его партия звучит крепко и вовсе не теряется, даже переплетаясь с великолепной гитарой такого зубра, как Chris Spedding.

2. CRUEL
- по звуку сразу напомнила ранних Roxy Music. Звук плотный и насыщенный электричеством. Мелодия на что-то неуловимо похожа, особенно в припеве... а на что именно я так и не вспомнил.

3. GOIN' DOWN


- не так часто БФ обращался в своих альбомах к блюзу (знаменитый стандарт Дона Никса). Этот опыт очень удачен, на мой взгляд. Особый, какой-то декадентский, шарм придаёт песне фирменное вибрато БФ и блюз получился не банальный. И снова отменный харпинг!

4. GODDESS OF LOVE


- песня начинается со строчки: "Marilyn says/'I got nothing to wear tonight/Only a pair of diamond earrings to catch the light." - и естественно для раскрутки альбома в Америке была выбрана именно она.
Песня написана в соавторстве с Дэйвом Стюартом (ex- Eurythmics). Критика глянцевых муз. журналов сразу назвала её "лучшей песней о Мэрилин Монро"(куда же без ярлыка!).
 Звук опять насыщен электроникой, но Ферри поёт очень интимно, как и положено в песне о такой женщине. Отличная работа саунд - продюсера (все тот же Дэйв Стюарт).

5. DON'T THINK TWICE, IT's ALLRIGHT


- ещё один кавер на известную песню Боба Дилана. Исполнен под сопровождение только фортепиано (Сolin Good) и гармоники самого БФ. Вокал мягкий и чувственный. Всё звучит, как салонный романс времён Гершвина и Кармайкла (звук очень похож на предыдущий альбом БФ).
 Знаменитая песня поворачивается к Вам совершенно иной стороной, которую раньше (я, во всяком случае) в ней не замечали.
 Полагаю, Дилан теперь может простить Ферри за давнишнее ёрничество в Hard Rain A'Gonna Fall. Лично я уже другое исполнение этой песни и слышать не могу, а ведь эту песню исполняло великое множество музыкантов, самого высокого уровня.

6. NOBODY LOVES ME


- написана в соавторстве с Дэйвом Стюартом. Помимо вокала (который можно хвалить в каждой песне), надо отметить гитарную работу - и аккомпанемент и соло просто безупречны.

7. JA NUN HONS PRIS
- под приглушённое болеро ударных оперное сопрано - Преподобная Сестра Мэри Нельсон (подлинная монахиня) - поёт на французском языке балладу, сочинённую легендарным королём Ричардом Львиное Сердце (!), в одном из своих походов.
Рецитал JNHP предваряет следующую нарезку альбома, навеянную этой старинной песней не самого избитого (во всех смыслах) автора.

8. A FOOL FOR LOVE
- моя любимая песня на этом альбоме. Его романтический и печальный пик.
Урбанизированный трубадур Ферри поёт свой ответ на грустные слова Короля, дошедшие к нему из глубины веков. 

9. GOODNIGHT, IRENE


- мрачная баллада из репертуара гениального каторжника Лидбелли.
Существует несколько версий текста этой песни, Ферри выбрал с таким финалом (как и у самого Лидбелли):

"I love Irene, God knows I do,
(I'll) love her 'til the seas run dry
If Irene ever turns her back on me
I'm gonna take morphine and die"

и сделал в стиле этакого "застольного" cajun. Ещё один блестящий кавер в копилке маэстро.

10. HIROSHIMA...


- синтезаторы и ревущая гитара Джонни Гринвуда из Radiohaed создают алармическое настроение, вполне соответствующее названию трека. Песня отсылает к знаменитому фильму Алена Рене "Хиросима, любовь моя".

11. SAN SIMEON


- снова соавтор - Стюарт. Какая- то загадочная, чарующая песня... голоса невидимых призраков вторят шёпотом каждому слову, подобно эху, зовут ангельскими голосами "Сэн Симеон" и удаляются едва слышно смеясь. Отметим чарующий бэк-вокал Элисон Голдфрапп.

12. ONE WAY LOVE


- неожиданный (после предыдущих, не очень весёлых треков) по своему беззаботному и радостному настроению мажорный поп - хит.

13. I THOUGHT


- заключительный менуэт, написанный в соавторстве со своим старинным другом / врагом Брайаном Ино, который здесь выступает так же в роли бэк вокалиста и клавишника.
 Не знаю, как Ино, а я не забыл, как однажды (лет 20 назад) БФ ответил на вопрос про Брайана Ино:


" Знаете, он - очень умный чувак, но он - не настоящий музыкант. Он же не умеет ни на чём играть! Всё, что он может - это колдовать с этими своими "машинками".

Видимо, с годами, или Ферри поменял своё мнение и доверил Ино клавиши, или Ино всё же научился не только "колдовать с машинками".
 В заключение, несколько слов о тех, кто помог БФ записать эту пластинку. Помимо упомянутых уже Дэйва Стюарта, Джонни Гринвуда, Элисон Голдфрапп, Криса Спеддинга, Колина Гуда, Брайана Ино и величественной преподобной сестры Мэри Н. Нельсон, это (назову только самых известных):
 - великий джазовый бас - гитарист Маркус Миллер, элитные сессионеры и постоянные барабанщики на альбомах Ферри - Энди Ньюмарк, Пол Томпсон и Френк Рикотти, альт-саксофонист и гобоист Роберт Фаулер, один из моих любимейших гитаристов и большой друг БФ - Робин Трауэр, продюсер Ретт Дэвис, легендарный гитарист Мик Грин.

Я считаю FRANTIC одним из лучших альбомов 2002 года, а песню FOOL FOR LOVE - одной из лучших в каталоге Брайана Ферри.
Такой альбом мог записать только один человек и он это сделал. Необычный подбор песен и изящное решение нелёгкой задачи - быть адекватным выбранному материалу.

Driver Pete, 2005.

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »