ATOMIC ROOSTER / "Atomic Rooster" (1980)

Последнее Атомное Кукареку

ATOMIC ROOSTER / "Atomic Rooster" (1980)

Спустя 7 лет после выхода предыдущего номерного альбома и 5 лет с момента объявления о распаде группы, казавшийся навеки уснувшим, легендарный Атомный Петух вдруг проснулся и выпустил в свет свой шестой альбом, который музыканты не стали называть никак.

По причине отсутствия официального названия люди решили называть его просто по названию группы, иногда добавляя индекс 2, чтобы не путать с дебютной пластинкой AR.
 Но индекс этот является излишним. Многие забывают или не замечают, что дебютник носил название особенное - с тремя буквами "о" в титуле (Atomic RoOoster).

Так кто же разбудил атомную птицу британского рока?
А сами-то как думаете - кто был способен на такой безумный поступок?

 Напомню, что на дворе стоял 1980г. Сомнительное время для пробуждения хард-проговой архаики, пусть даже и такой легендарной, какой несомненно являлась группа Atomic Rooster.
Правильно и разумеется - с будильником явился тот единственный человек, который  имел полное право решиться на святотатство. Имя ему - Винсент Крэйн. Единственный постоянный участник группы. Отец-основатель Петуха.

Последнее Атомное Кукареку (Atomic Rooster, 1980)

Винсент вышел на контакт с гитаристом и вокалистом Джоном Дю Кэнном (John Du Cann). Вместе они записали когда-то два ранних (и лучших) альбома группы. Альбомы, ставшие классикой рок-музыки. Впрочем, тогда Джон был еще просто Кэнном безо всяких "Дю" (эта инфа - чисто для тех, кто мог быть не в курсе)).

Последнее Атомное Кукареку (Atomic Rooster, 1980)

Расставались они когда-то не слишком дружественно, мягко говоря. Оба таили ворох обид друг на друга, оба были парни с характером и характеры у них были ... весьма своеобразные. Скажем так, чтобы не обострять.
Но для обоих те совместные альбомы оставались (и останутся уже навсегда) вершиной карьеры. Вместе они звучали потрясающе. И песни у них тогда сочинялись соответствующие.
С тех пор парни поиграли с самыми разными музыкантами, в т.ч. и выдающимися, но той "химии", которая была на знаменитых альбомах Петуха, у Крэйна и Кэнна никогда больше не случилось.
Они сновав повыясняли отношения, опять едва не разругались, но в итоге договорились. Тем более, что оба понимали - реанимация брэнда Atomic Rooster была единственным шансом карьерной реанимации для обоих.

 Сольная карьера Джона не складывалась катастрофически - единственный альбом, который он записал в качестве сольного артиста, уже три года лежал на полке и будет издан только в 1992 году.
У Винсента дела обстояли не многим лучше, несмотря на огромный авторитет среди коллег. На части его явно не разрывали, помня о его "ментальных" проблемах.

Крэйн перебивался эпизодическими халтурами, сессиями и полуживыми коллаборациями.
Итак, решено - Петух должен быть разбужен от летаргического сна. Петух должен звучать гордо!

Для гордого звучания, разумеется, нужен был и соответствующий барабанщик. Логичней всего было бы позвать за установку Пола Хэммонда (Paul Hammond). Ведь именно трио Кэнн / Крэйн / Хэммонд записало два главных альбома Atomic Rooster (Death Walk Behind Me, 1970 и In Hearing of Atomic Rooster, 1971). Тот состав и считался "классическим" форматом группы.
Но Хэммонд вернется в состав Петуха только после записи того альбома, о котором я пытаюсь рассказать.

Paul Hammond
Paul Hammond

Крэйн и Дю Кэнн приглашают молодого и талантливого барабанщика-сессионера Престона Хеймэна (Preston Heyman), которого выдергивают из сопровождающего состава восходящей звезды Кэйт Буш (Kate Bush).
 Судя по всему, Хеймэна предоставил реаниматорам Петуха лэйбл EMI, на котором практически одновременно записывались альбомы Кэйт Буш (Never for Ever, 1980) и Атомик Рустер.

Наконец, проснувшийся Атомный Петух кричит свое победное "Кукареку!" Он готов к новой песне.

Ребята принимаются за работу. Продакшен Крэйн и Дю Кэнн, как и в прежние времена, берут на себя. Времени в у них в обрез, студия стоит дорого. А готового материала практически нет.
 Есть только пара песен, которые уже были записаны Дю Кэнном для его сольника. Но сольник не был опубликован, а песни-то были вполне подходящие: 
- скоростной хэви - She's My Woman - вполне уместный, ибо стилистически точно попадал в струю набиравшего силу NWOBHM.

- тяжелый буги Where's the Show? - песенка в духе поздних Status Quo.

Эти две песни расположились на первой стороне винила (вторая и четвертая соответственно).
 Стилистике песни Where's the Show не приходится удивляться, т.к. продюсером и вторым гитаристом на невышедшем сольнике Дю Кэнна был никто иной, как Майк Фрэнсис Росси, собственной персоной.
Крэйн постарался раскрасить этот трэк поливами своего Hammond B3 и это у него получилось вполне удачно. Да и блэкморо-подобную гитарную коду Дю Кэнн грохнул солидно. Одним словом, выкрутились и сохранили прогрессивное лицо.

Впрочем, сохранение стилистически-архаичного "лица" не стояло у Крэйна и Кэнна во главе угла при создании этого альбома.
Материал сочинялся парнями в охотку и довольно быстро набралось достаточное количество подходящих песен.

Для сингла была выбрана Do You Know Who's Looking for You? с шуточно-параноидальным содержанием лирики.

Кто тогда мог подумать, что шутка про параноика может стать провидческой, если вспомнить судьбу Винсента Крэйна?

Однако диск открывала не DYKWLFY?, а They Took Control of You - и тоже довольно параноидальная. Написал ее опять Дю Кэнн (в соавторстве с женой Кларой).
На мой вкус, она звучит более мощно и интересно, чем "А знаешь кто тебя ищет?".

На третьей песне (He Did It Again) уже чувствуется авторская "рука Крэйна" и чувство это верное. Среднетемповый хард-рок так крепко насажен на клавишный каркас, что сомнений быть не может, несмотря на рубленный гитарный рифф и сольные проходки Дю Кэнна. Песню они сочиняли вместе.

А вот закрывающая первую сторону In the Shadows (тоже написанная Дю Кэнном) без экивоков отсылает нас ко временам легендарного альбома Death Walk Behind Me. В ней течет кровь классического Атомного Петуха из "раньших времен". Почти семи-минутный музыкальный триллер - закрученный саспенс фирменных клавиш Крэйна и артистичный вокал Дю Кэнна. Да и для Хеймэна это, наверное, был самый интересный драмминг.
И опять откровенная параноидальность песенного сюжета. Даже более мрачная, чем во всех предыдущих композициях.

Вторую сторону открывает несостоявшийся хит - Do You Know ... как и было сказано выше.

Следующим номером идет моя любимая песня альбома - Don't Lose Your Mind. Автор - снова Дю Кэнн.
Стильная вещь, слегка фанконутая, с отменным басовым риффом. Да и текст чуть более оптимистичный, чем предыдущие:

Если потеряешь разум - зови меня, я помогу тебе выстоять.
Если потеряешь разум - рассчитывай на меня всегда.

Впрочем, там дальше по тексту - снова не без параноидальных симптомов, но все-таки не таких явных. Больше похоже на любовное заклинание, чем на шизофренический приступ.  Хотя, говорят, что разница между этими бедствиями не велика.

Watch Out! - называется следующая композиция, единственная на диске, написанная Винсентом Крэйном.
"Осторожно!" - это инструментальная пьеса. Даже она не без паранойи, как видите.

В ней, как мне кажется, почти идеально найден баланс между саунд-характеристиками классического Петуха и канонами, на которых будет стоять "Новая Волна Британского Хэви Метал". Здесь гиперактивные клавиши перестреливаются с жужжащей гитарой а барабанщик задает отчаянно лихой темп.

Клавишно-гитарные переклички снова отсылают к "Смерти, шагающей за спиной", но темп задан уже актуально-хэви-метальный и музыканты вынуждены подстраиваться под него, что отражается и на характере солирования, и на общем взаимодействии трио.
Вроде бы Петух этот вполне "классический", но крылья и клюв тюнингованы по последней моде. Такое определение можно отнести не только к этому инструменталу, но, пожалуй и ко всему альбому.

Две последних вещи: I Can't Stand It и Lost in Space тоже сделаны по этому принципу - поиск баланса между классической традицией и современной тенденцией. Первая из этих песен - еще один бодрый хэви-боевик,

вторая - типичная патетика финального трэка, но с явным прог-витамином в композиции.
На Lost in Space я бы отдельно отметил мощный драмминг Хеймэна.

Подводя итог, я могу с уверенностью констатировать, что альбом реанимированного Рустера получился весьма актуальным по части саунда - очевидный крен в сторону хэви и не без намеков на "ново-волновость". В основном это было влияние увлекшегося NWBOHM Дю Кэнна. Он - автор почти всего материала, записанного на альбоме.
Скоро такой "намек на new wave" станет общим местом для мастодонтов арт-рока. Но именно Atomic Rooster стали одними из первых. А если обратить внимание на "утяжеленность", то, возможно, что и первопроходцами на этом зыбком пути.

 По качеству материала альбом вполне соответствует знаменитому брэнду, что далеко не так часто случалось с подобными реанимациями.

 Мастерство исполнителей осталось, как минимум, на соответствующем уровне. Разве что к вокалу Дю Кэнна могут возникнуть некоторые специфические, но вполне традиционные для этого состава, претензии.

 Песни сделаны в актуальном "радио-формате" (3-4 минуты). Аранжировки упростились, мелодии "выпрямились", соло сократились. Упор на короткие пауэр-риффы и вокальный форсаж, музыка стала более экспрессивной и "молодежной", у нее более крепкий ритмический костяк, чем был в начале 70-х.

Иной раз Атомный Петух звучит здесь почти как Stranglers )

 Все это было данью времени. Намеренный ущерб "классическим чертам творческого лица" Атомик Рустер. Тем не менее, "лицо" осталось легко узнаваемым и по-прежнему привлекательным. Непривычное, но не отталкивающее.

По моему общему впечатлению - это один из лучших альбомов  года в своей стилистической нише. Из тяжелых альбомов образца 1980 я выше Atomic Rooster котирую только триумфальное "Возвращение в трауре" AC/DC и ставлю альбом Петуха на один уровень с альбомами Motorhead, Робина Трауэра и Van Halen.

 Я вообще считаю, что этот альбом в дискографии AR явно уступает только много раз упомянутому здесь Death Walks Behind You (1970) и, наверное, In Hearing of Atomic Rooster (1971).

 А многие поклонники из числа любителей "тяжелой стороны" Атомного Петуха ставят альбом 1980г и вовсе на первое место в дискографии.

 Жаль, что такие оценки альбом не получил тогда, когда это было важно самим музыкантам. Его выход прошел почти незамеченным. Какой-то положительный отклик он стал находить только с появлением у людей интернета.
Крэйн не дожил до этого...

***
Подробный разбор альбома  я сделал в память о знаменитом  "классическом составе" (Дю Кэнн / Крэйн / Хэммонд).

Последнее Атомное Кукареку (Atomic Rooster, 1980)

Из этого трио уже никого нет среди живых, а из числа участников записи в строю только Хеймэн.

Престон Хеймэн сразу после выхода альбома покинул ряды Atomic Rooster и вернулся к Кэйт Буш. Впереди его ждала успешная карьера сессионного музыканта, сотрудничество с Рэнди Калифорния, Майком Олдфилдом, Роем Харпером, Тиной Тернер и прочими Трентами Д'Арби.

В последовавшем за выходом альбома концертном туре место за барабанами временно занял великий Джинджер Бэйкер, а через пару недель в группу вернулся Пол Хэммонд.

Жизнь всех троих музыкантов классического Атомного Петуха закончилась трагически.
В 1989 добровольно ушел из жизни Крэйн.
В 1992 передознулся Хэммонд.
В 2011 разорвалось сердце Дю Кэнна.

Крэйн и Хэммонд еще запишут под флагом Atomic Rooster последний номерной альбом, участие в котором примут знаменитые гитаристы Дэйв Гилмор и Берни Торм. Но тот альбом получится никудышным. Там они явно переборщили с новомодностью, что в итоге завело их в какую-то карикатурность.

Брэнд AR существует и сейчас, но играют в нем совсем другие люди.

Да и какой может быть Атомный Петух без клавиш Винсента Крэйна? Ответ вы знаете сами.

Если вы дочитали до конца, тот вам может быть интересно:

Депрессивная весна Джона Леннона (к 50-летию великого альбома)

Лебединая песня Зомби

Бледная Тень Прокол Харум

Духи в ночи. Спрингстин и Манфред Манн. Оригинал и кавер.

Сияние Безумного Алмаза (Pink Floyd)

Прощальный альбом Spooky Tooth

Усталые Led Zeppelin (мое отношение к альбому "Presence")

Что такое прог-рок

Пролетарии рока

Невоспетые герои альтернативы (Spoon - "A Series of Sneaks", 1998)

Будешь ли ты любить меня завтра?

Космический опус Земного Оркестра (Mandred Mann's Earth Band - "Solar Fire", 1973)

Синдром второго альбома как следствие синтетической инфекции (Tuxedomoon - Desire)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »