Коммерческий успех, художественная ценность, качество продукта и хороший вкус.

 Количество проданных дисков является показателем только одного: количества людей, которые захотели их купить. Но никто никогда не измерял и толком не изучал их мотивации.
 Любому разумному человеку должно быть понятно, что мотивировать человека на покупку продукта можно самыми разными способами и качество продукта здесь решающей роли не играет. В моей (как и любого другого покупателя) жизни было множество случаев, когда я покупал продукт, исходя не из реального качества этого продукта (которое, не пощупав не изучишь), а из самых эфемерных и вздорных предпосылок.

 Ван Гог при жизни продал всего одну картину. И в какой же момент он вдруг стал качественным художником - когда писал свои картины или когда уже умер и вдруг через 100 лет любая закорючка от него уже стоила десятки миллионов баксов (независимо от реального качества закорючки и даже без абсолютной уверенности в её подлинности)?
 Подходить к искусству с рыночными критериями - себя не любить и искусство не уважать.
Нельзя поставить знак равенства между успехом и качеством, такой подход не может не коробить (меня, во всяком случае), даже когда речь идет исключительно о массовой культуре, что уж там говорить про подлинно высокое искусство!

 Бизнес (маркетинговые уловки и стратегии) и искусство (его высокое предназначение и качественное воплощение) - это два совершенно разных разговора и они не могут быть гармонично соединимы.
 Сравнивать маркетинговые успехи легко и просто. Для этого есть масса приёмов и механизмов. Вот только к оценке искусства это не имеет никакого отношения. У такой оценки совершенно другие приёмы и механизмы. Они все глубоко и насквозь субъективны (даже на экспертном уровне), но других быть не может.
В этом суть искусства и его предназначение - взаимодействовать с человеческой душой (она всегда штучна), а не со стадными инстинктами, к которым всегда и исключительно апеллируют маркетинг, ибо иначе нерентабельно и не конкурентноспособно.
Привожу наглядный пример: в результате мощной маркетинговой компании во Франции более 5 миллионов пациентов стали постоянными покупателями ново-модного лекарства от похудения ("Медиатор"). Это был огромный успех фармацевтической корпорации.
 От последствий его применения умерли, по разным данным от 500 до неск. тысяч человек.

www.orthodox.od.ua/main/7810-farmacevticheskij-skandal-s-preparatom-dlya.html

  Нынче этот препарат запрещён, заведены уголовные дела, отозваны лицензии (но кол-во продаж-то никто не отменил).
 Этот пример (я могу приводить подобные примеры десятками, из самых разных областей человеческой деятельности, связанных с маркетингом) легко доказывает, что никакой прямой связи между рыночным успехом и качеством продукта нет. И никогда не было.
  Более того, настоящее качество - это всегда штучный товар, эксклюзив (в любой области, опять же), он всегда стоит очень и очень дорого. Чаще всего такое и вовсе доступно только избранным, такое никогда не станет объектом массовой рыночной вакханалии. Касается ли это автомобилей или виски, одежды или домашних животных, бытовой техники или музыкальных инструментов. Чего угодно, практически. Всё остальное - надувательство или ширпотреб.
 Даже там, где речь идёт о менее тонких и специфических вещах, чем искусство, качество и рыночный успех не являются синонимами. Настоящие ценители всегда это знают. В этом и разница между ценителем и потребителем.

 Искусство это не бизнес (хотя многие нынче утверждают обратное). Искусство - это искусство. На искусстве можно строить и делать бизнес, но когда творец начинает творить своё искусство ради бизнеса, он перестаёт быть творцом очень быстро. И далеко не всегда, при этом, становится бизнесменом.

 Что тогда доказывает такой критерий как продажи, кроме кол-ва проданных экземпляров? Как продажи могут доказать качество чего-либо? Вспомните свои покупки за последний год, оцените их качество и убедитесь, что они (продажи) ничего не доказывают, кроме факта покупки.
 Любой взрослый и не слишком тупой человек знает, что покупки он делает отнюдь не всегда из соображений качества продукта и даже не всегда руководствуясь необходимостью в нём.
 Особенно верно это утверждение, как раз по отношению к типичным представителям "масс", ибо они, как правило, несамостоятельны в своих решениях и очень внушаемы в том, что касается оценок и критериев. На этом весь рынок массового потребления и держится, собственно.

 Если кто-то измеряет "художественную ценность" количеством продаж "продукта", то он вряд ли найдет общий язык с теми, кто оценивает ее иначе, ориентируясь на эстетический уровень, идейную глубину и эмоциональное воздействие, не принимая во внимание то, что другие (пусть даже таких очень много) накупили целые охапки этих "продуктов".

Все равно, "нравится" у каждого своё и любое "нравится" для его носителя самоценно и плевать ему (носителю) на чужое "нравится" и имеет он на такой плевок свое полное римское право.
 Но поддерживать свои вкусовые пристрастия аргументом типа "нас больше" - это значит расписаться в собственной беспомощности. Собственный вкус - уникальная и эксклюзивная штука, он формируется сугубо индивидуальным образом и если он реально сформирован, то для его обоснования должны находиться более интересные и убедительные аргументы, нежели коммерческий успех (который всегда является лишь показателем эффективности маркетинг-менеджмента и ничего более).
 Если же других внятных аргументов (кроме маркетингового успеха) для подтверждения своих вкусовых пристрастий не имеется в наличии, то и индивидуального вкуса, скорее всего нет, а есть лишь элементарный эффект стадного инстинкта, который является свойством прямо противоположным тому, что обычно подразумевает понятие "вкус".
  Миллионы людей едят лапшу ролтон, но это, само по себе, никак не означает, что она вкуснее, чем вручную приготовленная итальянская паста. Это всего-лишь показатель того, что эта лапша легко доступна, хорошо раскручена и её может быстро приготовить любой (не самый отягощённый вкусом) человек.
 Тоже самое и с музыкой, и с любым другим видом искусства: массовое не бывает носителем самого высокого вкуса, это - нонсенс. Высокий вкус - результат внутреннего роста и приложенных усилий, при непременном наличии (конечно же) определённых способностей и задатков, которые требуют развития и тренировки, как и в любом серьёзном виде деятельности.
 Я не верю в "массовый высокий вкус". Я слишком хорошо знаю - как и из чего формируется маркетинговый успех, чтобы верить в подобную чушь.
  Но я  знаю великое множество замечательных исполнителей, альбомов (как и фильмов, картин, книг), которые никогда не пользовались успехом у "масс", но всегда высоко котировались у ценителей/экспертов, которые пользовались влиянием, но рыночного успеха не имели (чаще всего по причине отсутствия эффективного менеджмента или принципиального "авторского" отказа от него).
 Я лично знаю прекрасных музыкантов, поэтов, художников, которые массовому потребителю неведомы. Это - обычная история творцов, которые творят не на потребу, а повинуясь своей личной душевной потребности и метафизическому чувству долга перед своим даром. Они без истерии относятся к рыночному успеху, хотя от него и мало кто отказался бы, впрочем, есть и такие, кто отказался бы, но вопрос цены, которую надо платить за такой успех, для них принципиально важен и они не готовы продавать свою душу в обмен на подобный успех.
 Однако, именно такие творцы являются солью всякого искусства и залогом его существования.

 К массовым телекоммуникациям (точнее, к их наиболее влиятельномк сегменту) доступ обеспечен лишь тем, кто обладает серьёзным менедж-ресурсом, а обзавестись им не так просто и далеко не всегда это вопрос таланта или его отсутствия.
 Альбомы нынче не продаются даже у раскрученных исполнителей, а значение "интернет-ресурсов", на мой взгляд, несопоставимо, по своему влиянию с влиянием крупных теле-каналов, например. Тем более и особенно - в России. Наши лейблы не вкладываются в создание системы скаутов и почти все эти лейблы рассчитаны на массовый спрос (попсу, грубо говоря).
 Интересная, сложная, экспериментальная музыка с большим трудом пробивается к своему потребителю, а чаще всего вообще не имеет такой возможности. Да и самый обычный мейнстрим-рок, нынче, зачастую, получает у лейблов от ворот поворот, в связи с его нерентабельностью, по мнению этих самых лейблов. Чтобы в этом убедиться надо просто пообщаться с музыкантами и узнать, как обстоят нынче дела в этой сфере.
  Большинство вынуждено довольствоваться выходом на клубную сцену и нерегулярными концертами. Диски они если и выпускают, то за свои деньги и распространяют их сами, среди своих друзей и знакомых и, чаще всего, бесплатно, но в таком мизерном кол-ве, что надеяться на реальную известность, им (особенно молодым) не приходиться. У очень многих, в связи с этим, опускаются руки, они просто уходят из музыки, считая её бесперспективным занятием.
  Только не говорите мне про ютуб. Ютуб - это обычная интернет-помойка для чихающих панд.

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Мои заметки по поводу GTD это попытка взглянуть на "дистанцию", которую прошёл Траут поподробней, т.к. лично мне кажется, что она того достойна Читать...
  • Альбомы
    Соул, джаз, фанк – все дела, всё, как положено и вроде бы безупречно, а чего то не хватает Читать...
  • Фильмы
    Все, к чему он так стремился, на что потратил почти всю свою жизнь, теперь представляется ему бессмысленным. А что остается Читать...
  • Книги
    Томас Манн сказал об этой книге: "Читайте, если у вас хватит смелости" Читать...

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »