Скотт Фитцджеральд, Эдгар По, Джером Сэлинджер.


Едва ли не в первую очередь я считаю Эдгара По и Джерома Сэлинджера великими стилистами.

 А вот про Скотта Фитцджеральда я такого не скажу даже под пыткой, уж очень часто он страдает излишней велеречивостью, бывает натужно-манерным, кроме того, я не вижу в нем убедительного и увлекательного сторителлера.
Эдгар По вообще одна из фундаментальных плит американской литературы и литературного языка, как явления. Его стиль почти безупречен. По - уникальный поэт и фантазер, захватывающий рассказчик, тонкий и глубокий психолог, частенько даже психопатолог. Он - автор, который способен был поднять любой жанр до самого высокого искусства (писательского, прежде всего). Не говоря уже о том, что такой популярнейший нынче литературный жанр как детектив был создан Эдгаром По самолично.
 Что же касается Сэлинджера (как стилиста), то он настолько своеобразен и так элегантен в своем письме, что мне не вспомнить даже аналогов в англоязычной литературе. Сэл афористичен, он умеет найти очень точную речевую манеру и характеристику для каждого своего персонажа (вспомните как разговаривает самый знаменитый из них!). Сэлинджеру мало равных в умении лаконично, но при этом исчерпывающе описать психологическое состояние, он блистательный мастер точных деталей и словечек, практически всегда у него в тексте присутствует речевая и смысловая полифония, отражающая сразу несколько литературных пластов даже в миниатюрном формате (рассказы Сэлинджера - отдельная песня!). Этим он очень выгодно отличается от путающегося в многословных построениях и надуманных мотивировках Фитцджеральда.
 Кстати, о рассказах Сэла - чтобы во всей полноте и красоте оценить его уникальное писательское мастерство, лучше всего обратиться именно к ним. Вот где он воистину велик!

Хорошо ловится рыбка-бананка
Лапа-растяпа
Раз в неделю — тебя не убудет
Девчонка без попки в проклятом сорок первом
Перед самой войной с эскимосами
Затянувшийся дебют Лоис Тэггетт
Дорогой Эсме — с любовью и всякой мерзостью
Выше стропила, плотники! (шедевр стиля!)

 Эти рассказы - чистейший образец самого изысканного стилистического вкуса и умения. Одни названия чего стоят!

 BTW: Сэлинджеру очень повезло с переводом на русский (Райт-Ковалёва). Но если есть возможность заценить именно его оригинальные тексты, то мне кажется, что в сравнении с Фицци и вовсе всё сразу встаёт на свои места.

 А моё увлечение Скоттом прошло, когда мне было чуть за 20 и его незаконченный "Последний Магнат" так, пожалуй, и остался единственным романом Скотта, который остался со мной, так же как и "Праздник, который всегда с тобой", который когда-то и толкнул меня в объятия СФ. ). Я с трудом домучил "Ночь нежна" и был сильно разочарован. Потом несколько раз возвращался к нему, отобрал себе в копилку один роман (вы уже знаете - какой) + несколько рассказов и на этом совершенно успокоился.

РЕЦЕНЗИИ

  • Эссе и портреты
    Мои заметки по поводу GTD это попытка взглянуть на "дистанцию", которую прошёл Траут поподробней, т.к. лично мне кажется, что она того достойна Читать...
  • Альбомы
    Соул, джаз, фанк – все дела, всё, как положено и вроде бы безупречно, а чего то не хватает Читать...
  • Фильмы
    Все, к чему он так стремился, на что потратил почти всю свою жизнь, теперь представляется ему бессмысленным. А что остается Читать...
  • Книги
    Томас Манн сказал об этой книге: "Читайте, если у вас хватит смелости" Читать...

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »