ПАМЯТИ МЭДЖИКА СЭМА

Два главных альбома:

West Side Soul (1967)

Black Magic (1968)

Подробнее
Галлерея
Видео
  • Родился в городе, которого нет, умер в шаге от лестницы, по которой не успел подняться (Памяти Волшебника Сэма)

    MAGIC SAM

    Samuel "Magic Sam" Gene Maghett

    (February 14, 1937 – December 1, 1969)

     Трагическая судьба у этого невероятно талантливого музыканта, который сделал для блюза не меньше, чем многие, куда более известные гранды чикагской школы, к которой он принадлежал.


     Его новаторский подход к гитарной игре, неожиданные ходы, шедшие вразрез со многими тогдашними канонами, особая творческая интуиция и уникальная элегантность исполнения выделяют его из общего ряда блюзовых гитаристов поколения 50-х - 60-х.

    Волшебник Сэм стоит в одном ряду с Бадди Гаем и Отисом Рашем.
    Это трио (
    Мэджик, Бадди и Отис) является тем костяком "новой волны" чикагского блюза, которая дала могучий толчок к созданию того, что теперь принято называть "блюз-рок". Они вывели гитару на авансцену и уровняли в правах с вокалом.

    Эти трое первыми стали активно применять новые приемы гитарной игры, заимствованные из джаза, рок-н-ролла, кантри, и, что особенно ценно, те, которые они изобретали сами.

    Эти трое первыми подняли задницы со стула, на котором всегда раньше сидел блюзовый франтмэн чикагского образца, и начали выступать стоя.

    Эти трое стали заполнять свои блюзы развернутыми драматическими соло. Они активно вводили в "чикагский" обиход медленный минорный блюз, который в наши дни и является олицетворением всего блюзового жанра, до них считавшийся у блюзменов "дурным тоном".

    Но вернемся к судьбе и к трагедии. В чем они заключаются?

    А начать надо с того, что родился маленький Сэмюэл Мэджетт в месте, которого нет. Точнее, родился-то он, конечно, когда оно еще было. Это место на берегу озера Гренада называлось Хендерсонвилль. Но Хендерсонвилль затопили и он ушел на дно водохранилища, когда маленькому Сэму не было и 10 лет.

    Семью Мэджеттов, разумеется, переселили в Ноксвилль, там мальчишка рос до поры, до времени. Там впитал в себя местные музыкальные традиции. Традиции были немудрящие - танцы на площадях под живую скрипку. Это была не скрипка, в академическом понимании, а фиддл (fiddle) - ее "деревенский" (кантри) вариант.

    Почему я про этот фиддл пишу? А потому, что танцевально - площадная традиция накрепко втемяшилась музыкальному мальчику в голову, на ее основе сформировался его уникальный стиль гитарной игры, более "белый", чем у традиционных блюзменов того времени. Более джазовый, с особой ритмикой и своеобразной работой пальцами правой руки."Хиллбилли" - так назывался стиль, с которым он приехал покорять Чикаго в конце 50-х.

    В Чикаго он приехал потому, что его кумирами были Мадди Вотерс и Литтл Уолтер. Он хотел петь и играть такую же музыку - чикагский электрический блюз.

    Но играть блюз он не умел. У него были ловкие пальцы, но не хватало драйва и силенок в атаке. Его учил и переучивал игре на гитаре "по-чикагски" новый сосед и приятель - Слай Джонсон (Sly Johnson).

    Талантливый парень Сэм (пока еще не Волшебник) быстро усваивал науку. Он осваивал новые гитарные приемы и примочки, он пытался играть на всем, что имело струны и могло звучать. Он был одержим гитарой и довольно быстро выработал свой собственный стиль игры, который оказался революционным.

    Юноша начинал выступать под именем Good Rockin’ Sam, но когда переехал в Чикаго, то оказалось, что артист с таким именем здесь уже есть. Перебрав несколько сценических имен, Сэм остановился на Magic. Фонетически это имя было близко к его родовой фамилии Maghett.

    Поиграв год в чикагских клубах, сначала на подменах и в джемах, потом в качестве сайдмэна у артистов второго эшелона, он заработал себе определенную репутацию и попытался пробиться на знаменитый лейбл Chess, но там его завернули.

    Однако Сэма приняли на недавно созданном лейбле Cobra, который задумывался и создавался как альтернатива и оппозиция Chess. На Кобруиз Чесс ушел главный аранжировщик и хитмейкер - Вилли Диксон.

    Кобра искала и привечала новые блюзовые таланты, создавала новый звук для нового поколения блюзменов. Первым из них стал Отис Раш. Его сингл I Can't Quit You Babe (да-да, та самая песня, которую перепоют Led Zeppelin на своем первом альбоме) стал первым релизом в каталоге Кобры. Первым и революционным. Но у нас речь не об Отисе, поэтому оставлю пока его в покое.

    Вторым знаковым для Кобры артистом стал Мэджик Сэм. В 1957 выходит его первый сингл All You Love.

    Парню всего 19 лет.

    В момент появления этот сингл большого ажиотажа не вызвал, но именно с него принято отсчитывать время "новой волны" чикагского блюза, того, который позже стали именовать Вестсайд Саунд (Westside Sound). Теперь эта запись считается неприкасаемой классикой.

    Вестсайд саунд - это реформация в блюзе. Чикагские корифеи (Мадди Вотерс, Хаулин Вулф, Биг Билл Брунзи и прочие) играли, по сути, электрифицированный блюз Дельты, который привезли с собой в Город Ветров из провинции. Все они они были корневиками. А вестсайдский молодняк внес в блюзовую формулу новые мелодические и ритмические веяния, расширил диапазон гитарных возможностей, усложнил и усовершенствовал композиционную структуру блюза. Взрыхлил почву для будущих героев блюз-рока.

    Отис Раш был самым ярким среди вестсайдских "младотурков от блюза" (так их стали называть), Бадди Гай - самым яростным, а Мэджик Сэм - самым утонченным. Его тремоло, изящный фингерпикинг и высокий вокал отличались особой чувственностью.

    Довольно быстро Сэм становится одним из самых влиятельных блюзовых музыкантов своего поколения, он выпускает синглы на Кобре, играет по клубам, иногда выезжает на гастроли.

    Так проходит пара лет, карьера неуклонно идет вверх, а ему всего-лишь 22 года. Все еще только начинается.

    И вдруг - хлоп! Повестка. В армию парня призывают.

    Но в армию ему никак нельзя, он к ней просто не приспособлен, он в ней физически не выживет и психологически сломается. Это очевидно всем, кто его знает, это понимает он сам.

    Волшебник Сэм - утонченная художественная натура, у него подвижная психика, не очень здоровое сердце. Он не такой, как все эти черные парни - боксеры и баскетболисты, драчуны и хучи-кучи. У него контракт с музыкальным лейблом, утвержденный гастрольный график, он сочиняет песни, в его голове тесно от мелодий и ритмических рисунков ...

    Но слушать его, разумеется, никто не стал. Сэмюэля Мэджетта призывают, как и всех нормальных парней.

    Пару недель Сэм промается в карантине, а потом откажется выполнять воинскую повинность.

    Отец когда-то хотел из него сделать фермера, но Сэм убежал в Чикаго, чтобы заниматься тем, для чего его создал Бог. Теперь из него хотят сделать солдата, но он решил противостоять судьбе и в этом.

    Сэмюэля Мэджетта судят. Полгода он проводит в тюрьме. Выходит из нее с вердиктом dishonorable discharge (увольнение с лишением прав и привилегий). Это самое позорное клеймо для американского парня в те времена.

    Из тюрьмы Сэм выходит совершенно сломленным. Теперь это другой человек - больной, потерянный и уставший. Да и идти ему фактически некуда. Никто и нигде его не ждет. Кобра разорилась и закрылась. Блюзовые клубы тоже закрывались один за другим.

    Блюз умирал, как казалось тогда многим. Что-то подобное происходило и с Сэмом - он впал в депрессию, жизнь утекала из него на глазах. Его переставали узнавать даже близкие.

    Иногда он еще записывает синглы на подобравшем его лейбле Chief. Но записав в 1960-61 пяток не очень успешных песен и эта ниточка обрывается. А в 1964 разориться и Чиф Рекордз, но с Волшебником они порвут намного раньше, предварительно надув его на деньги (это теперь происходит с ним постоянно).

    Иногда он выходил еще на клубную сцену. Одно из таких появлений произошло в 1962 на сцене Алекс Клуба в Вестсайде, во время выступления Мадди Вотерса.

    Мадди увидел его среди публики в первых рядах, узнал и позвал Сэма на сцену. Волшебник так заторопился, что неловко запутался в электрических проводах и вырвал из гнезда один из шнуров. Искры фейерверком разлетелись в разные стороны ...

    Но после того как техники навели порядок, а Сэм начал играть и петь, все забыли о его неловкости. Волшебство вернулось. На сцене он еще был способен вернуть себе жизненную силу.

    Но сцену ему предоставляли все реже. Записывать его перестали.

    Именно на том концерте "с электрическими искрами" присутствовал в зале владелец знаменитого джазового лейбла Delmark Records - Боб Костер. Через 5 лет, на волне набравшего силу блюз-рока, активизируются многие американские лейблы, они повернутся в сторону чикагского блюза. Тогда-то вспомнит и Костер про неловкого гитариста, который "дал больше электричества, чем даже от него требовалось" (так вспоминал сам Костер про его первое впечатление от Волшебника).

    Делмарк Рекордз подпишет с Мэджик Сэмом контракт и даст ему возможность записать свой первый полноценный диск. Осенью 1967 выходит в свет альбом West Side Soul.

    Теперь эта запись почитается как одна из лучших пластинок в истории блюза. На сцене и в студии к Сэму возвращался его дар, он все еще был способен на волшебство.

    Мэджик снова начинает выступать живьем. Он даже отправится в турне, где его будут сопровождать настоящие звезды чикагского блюза - харпер Чарли Мазлвайт и барабанщик Сэм Лэй.

    Осенью 1968 выходит второй альбом - Black Magic. Этот альбом Сэм считал даже более сильным, чем West Side Soul. Именно на нем Волшебник Сэмснова поверил в свои силы и реализовал свои способности, как он считал.

    В 1969 он блистательно выступит на Ann Arbor Blues and Jazz Festival. Этот успех обратит на него самое широкое внимание по обе стороны Атлантики, его зовут выступать. Казалось, жизнь снова пошла на лад. Фортуна повернулась лицом и раскрыла свои объятья навстречу Мэджику, но ...

    30 ноября 1969 Боб Костер прощаясь с ним вечером, пожелал удачи и пообещал, что скоро осуществится мечта Сэма - Костер поможет ему записаться на легендарном мемфисском лейбле Stax Records.

    А в первый день декабря 1969 Сэм внезапно умирает от разрыва сердца. Ему было всего 32.

    Оба его прижизненных альбома, как и сам Мэджик Сэм, были введены в Блюзовый Зал Славы в числе первых.

    Многие из тех, с кем он работал, включая такие авторитеты как Вилли Диксон и Боб Костер, считали Волшебника Сэма самым талантливым блюзменом своего поколения.

    Его биограф Билл Даль написал так:

    Никакой другой блюзовый гитарист не олицетворял оригинальный саунд чикагского Вест Сайда с такой гордой отвагой, как Сэм Мэджетт. Но он трагически умер в шаге от лестницы , ведущей к заслуженной славе.
    После Мэджика Сэма осталось крепкое блюзовое наследство, которое питает вдохновением до сих пор. Он многим проложил дорогу в сегодняшний день.
    (перевод - Driver Pete)

     

    если вы дочитали, то вам может быть интересно:

    Патриарх блюзовой бас-гитары (памяти Вилли Кента)
    Памяти Воющего Волка
    Я это блюз (памяти Вилли Диксона)
    Реформатор гитарного блюза (Памяти Майка Блумфилда)
    Его убили в пьяной уличной драке (Памяти Литтл Уолтера)
    Одинокий Гитарист (Памяти Дэйва Певеретта)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »